Что слушал попугай кеша из мультфильма возвращение блудного попугая

Что слушал попугай кеша из мультфильма возвращение блудного попугая

Возвращение I

Популярная анимационная трилогия 80-х годов «Возвращение блудного
попугая» — забавные истории о своенравном попугае по имени Кеша.

Первая часть, созданная на заре перестройки в 1984 году, произвела
настоящий фурор. Таких мультфильмов советская мультипликация еще не
знала — комедийных, многоплановых, с актуальной пародийной
социально-политической нотой: капризный попугай, беглец и возвращенец.

Формально ориентированное на детскую аудиторию, «Возвращение»
пользовалось бешеной популярностью во взрослой среде. Мультфильм
растаскали на цитаты. Пресловутая анимация «для взрослых» — рисованные
«Фитили», обличающие то пьянство, то тунеядство, — меркла рядом с
«Возвращением блудного попугая». Набившая оскомину трудовая мораль
проигрывала подтексту, о существовании которого вряд ли догадывались
создатели — режиссер Валентин Александрович Караваев и сценарист
Александр Ефимович Курляндский.

Хотя почему не догадывались? Если бы Караваев и Курляндский ограничились
одним выпуском «Возвращения», тогда можно было бы говорить о
непреднамеренной удаче и приблудившемся подтексте. Но в течение
нескольких лет этими же людьми были созданы еще две части, настолько
последовательные и глубокие, что говорить о «случайностях» не
приходится.

Курляндский и Караваев наверняка понимали, насколько близок советскому
зрителю маленький капризный попугай, насколько он узнаваем. Ведь именно
образ, гармонично озвученный Геннадием Хазановым, и драматургия
обеспечили успех мультфильма, а не избитая изобразительная техника
(мальчик Вовка, хозяин попугая Кеши, как две капли похож на Малыша из
«Карлсона»).

Новаторством занимался Юрий Норштейн, еще в 1975 году выпустивший
философского «Ежика в тумане». Караваев и Курляндский смогли подняться
до идеологии.

К 1984 году цензурный аппарат Советского Союза был уже ослаблен, но не
настолько, чтобы не заметить, как двусмысленно «Возвращение». Но в
том-то и дело, что этот второй смысл устраивал официальную идеологию.
Мультфильм остроумно клеймил извечную пятую колонну — диссидентское
сообщество и его национальный колорит.

Поэтому и было оставлено явно провокационное название «Возвращение
блудного…». Пародийный контекст сразу же начинал работать на «образ».

С первого взгляда на Кешу становилось понятно, что национальность у
попугая «библейская»: восточный тип — на то и «попугай», круглые
навыкате глаза, семитский нос-клюв. Попугаи, как известно, долгожители.
Кеша должен был восприниматься как Агасфер, эдакий Вечный Попугай.

Кешина речь — медийный «органчик», безмозглый склад теле- и радиоцитат —
на все случаи жизни. У Кеши доминирует не ум, а нрав. Причем довольно
скверный. Мультфильм всячески показывает, что хозяин Кеши — мальчик
Вовка (читай, власть) — души в попугае (еврее) не чает, а Кеша всегда и
всем недоволен.

Первое «бегство» попугая пародирует так называемую «внутреннюю
эмиграцию». Сюжет развивается следующим образом. Вовка отказывает Кеше в
принятии «духовной пищи» (попугай смотрит по телевизору криминальную
драму — что-то наподобие «Петровки, 38», с погонями и стрельбой). Авторы
тем самым показывают «уровень» духовных притязаний Кеши. Он смешной,
пестрый, инфантильный болтун с завышенной самооценкой.

Мальчик Вовка не смотрит пустой фильм, а прилежно делает уроки. И он
просит попугая сделать звук потише. Эти просьбы попугай воспринимает как
ущемление своих прав и свобод. Выключение телевизора ставит точку в
отношениях между Вовкой и Кешей. Попугай бросается с балкона. Эта
откровенная симуляция самоубийства должна подчеркнуть разрыв. Вовка
олицетворяет государство и власть, с которыми Кеша больше не может иметь
никаких взаимоотношений. Он как бы «умер» для них.

Поначалу шутовское бегство пугает Кешу. Он понимает, что был Вовкиным
любимцем. По сути, его поступок — не более чем истеричное актерство. Но
домой вернуться уже не получается. Кеша потерялся и не может найти свое
окно.

Попугая-диссидента спасает публика, обитатели двора: жирный кот, ворона,
воробьи. Кеша «выступает» — воспроизводит весь словесный мусор,
засевший в его голове после прослушивания «голосов». Это нелепая,
вывернутая наизнанку информация, забавляющая и кота, и ворону.

«Прилетаю я как-то на Таити… Вы не были на Таити?» —

так начинает свои речи Кеша. «Таити» должно звучать как «земля обетованная» — историческая родина Кеши, экзотическое местечко.

Жирный кот — сибарит, «мажор», питомец власти, родовой враг всех «птиц»,
и при этом — совершенно безопасный, ввиду своей сытости и лени.
Диссидентские посиделки всегда знали такие типажи: детей партийной или
научной элиты, холеных и щедрых до времени псевдобунтарей.

Ворона — богема, типичная интеллигентка, бойкая помоечница с
неистощимым, как у бывших блокадников, запасом оптимизма. У нее
одинаковый ответ на все Кешины пассажи: «Просто прелестно!»

Когда наступают «холода» (политическая оттепель закончилась), кот
выносит Кеше свой беспощадный, но справедливый приговор: «Не были мы на
Таити, нас и здесь неплохо кормят». Для внутреннего эмигранта наступают
трудные времена.

С Кешей остается только воробышек — беспородный интеллигент, последний
верный слушатель. Возможно, попугая и воробья сближает «библейство»,
ведь «воробей» на Руси — устоявшийся образ еврея.

Продрогшая пара рыщет по балконам в поисках пищи. Кеша в одном из окон
замечает Вовку. Блудный с радостью возвращается домой, сразу же забывая о
голодном приятеле-воробье.

Пока Кеша диссидентствовал, Вовка завел щенка (будущего пса режима),
присутствие которого раньше Кеша не потерпел бы. Теперь же Кеша временно
перевоспитан улицей, усмирен. Он даже готов делить место фаворита с
лопоухим щенком. Прежнее чванство отошло на второй план, преобладает
подобострастие.

Когда Вовка снова просит сделать телевизор потише, Кеша немедленно
выполняет просьбу, указывая на щенка: «А я что? Я ничего… Это ему не
слышно!»

Кажется, диссидент приручен и сломлен.

Во второй части «Возвращения блудного попугая» Кеша «бежит» на Запад.

Возвращение II, или «Это я, Кешечка»

Второй выпуск «Возвращения блудного попугая» (1987) повествует о
последующем витке диссидентского побега. Внутренняя эмиграция
эволюционирует к эмиграции внешней.

Этот сценарный ход вполне соответствовал реалиям советской жизни первой
половины семидесятых, когда Советский Союз нехотя, точно сквозь зубы,
выпускал на волю пятую колонну и пятую графу. Брюзга, нытик,
доморощенный Абрам Терц-Синявский ибн Кеша бежит на «Запад». И пусть в
мультфильме «Запад» оказывается условным и символическим, но от этого он
не перестает быть местом загнивания и средоточием порока. Там, «за
океаном», на родине бубль-гума и джинсов, жизнь преподаст Кеше жестокий
эмигрантский урок в духе «Это я, Эдичка».

Еще в первом выпуске попугай Кеша показан морально разложившимся типом:
ленив, капризен, чудовищно амбициозен. Этап внутренней эмиграции на
«арбатской» помоечке дополнительно развратил Кешу. Он, под давлением
обстоятельств, конечно, вернулся к Вовке, то бишь в лоно советской
системы, но это временное перемирие. Кешу не исправить. Выражаясь
словами управдома Мордюковой, попугай-диссидент по-прежнему «тайно
посещает синагогу».

Толчком к переменам оказываются пресловутые «элементы сладкой жизни», к
которым внутренне тянется Кеша. Утром, выгуливая собаку, он приходит на
родимую помойку, свою интеллигентскую кухоньку, чтобы, как в старые
добрые времена, дать концерт постоянным зрителям: воробьям и вороне. Все
портит жирный кот, проклятый мажор — появляется в новых джинсах, с
плеером и жвачкой: «Серость, это же бубль-гум!»

Общество потрясено этой демонстрацией роскоши. О Кеше сразу забывают.
Помоечная интеллигенция показывает свое поверхностное нутро и
бездуховность. Западные штучки оказываются привлекательней творений
Кешиного духа.

Донельзя самовлюбленного Кешу начинает съедать зависть. Он возвращается
домой к Вовке и, хоть и будучи существом мужского рода, закатывает сцену
по женскому типу: «В чем я хожу, в рванье, как Золушка!» Вовка, то есть
Родина, со словами «Выбирай», щедро распахивает шкаф-закрома, но блага
отечественной легкой промышленности Кешу не интересуют. Отрыдав, Кеша
цинично «подает на развод»: «Прощай, наша встреча была ошибкой», и
удаляется в те места, где «роскошь» доступна.

Если первый Кешин побег был истеричной реакцией на запрет и попугая,
хоть и с натяжкой, можно было назвать бунтарем, то вторая «эмиграция» —
расчетливый поступок потребителя. Кеша готов продаваться за джинсы,
плеер и бубль-гум.

Первым делом, попав на «Запад», Кеша выставляет себя на торги.
Избалованный Кеша неадекватен в самооценке и назначает себе цену в
тысячу рублей — заоблачная советская сумма. Кеша забывает, что он уже не
в квартире Вовки, что он попал на территорию рыночных отношений.
Попугай и за тысячу, и за сто, и даже за десять рублей никому не нужен.
Реальность быстро сбивает спесь. Лишь когда Кеша уценил себя до нуля, на
него находится покупатель.

Кто новый Кешин хозяин? Внешне — это типичный отпрыск фарцы конца
восьмидесятых. Он «модно» одет, его квартира забита знаковыми для
советского обывателя предметами роскоши — видеомагнитофон, столик на
колесиках и проч.

В отличие от белобрысого славянского Вовки, новый Хозяин выглядит как
типичный свиноподобный англосакс, сродни рядовому Райану — крупный
жестокий юнец. Он — Хозяин Запада, и своенравному пернатому еврею Кеше
придется у него ох как не сладко.

Первые кадры нового Кешиного житья на Западе должны ввести зрителя в
заблуждение. Кеша в новой футболке с Микки-Маусом валяется с плеером на
диване, слушает «Модерн токинг», пьет загадочный напиток «coka», смотрит
видеомагнитофон. Кажется, новая капиталистическая жизнь удалась…

Все становится на свои места во время Кешиного телефонного звонка Вовке.
Попугай традиционно врет, как и многие его собратья-эмигранты, которые,
тратя последние доллары на разговор с Родиной, лениво и благодушно
сообщали о своих финансовых достижениях, собственной машине, цветном
телевизоре, кока-коле в холодильнике, чтобы потом, с новыми после вранья
силами, вернуться к грязной посуде в ресторане или сесть за руль
заблеванного такси…

Кеша не исключение: «Купаюсь в бассейне, пью джус, оранжад, у меня много
друзей, машина». Немаловажно, что в беседе он примешивает к голосу
характерный акцент эмигранта второго поколения — изощренное кокетство со
стороны хитрого Кеши. Эта ложь во спасение самолюбия примиряет его с
действительностью. Кстати, Кеша смотрит по видеомагнитофону фильм «Укол
зонтиком». Этот фильм был в советском прокате, так что Кеша в смысле
«духовной пищи» не особо выиграл.

Но вот возвращается англосакс, попугай спешно комкает разговор, бросает
трубку. Видно, что Кеша жутко боится Хозяина. Вскоре становится понятно
почему. Тот помыкает никчемным попугаем, издевается, унижает. Из любимца
и фаворита Кеша превратился в прислугу, в раба. Кеша хнычет: «Вовка так
любил меня, буквально носил на руках».

Увы, капитализм вблизи оказался не таким уж и привлекательным. Наступает
прозрение. После очередного унижения Кеша позволяет себе повысить голос
на Хозяина. Запад показывает свое звериное лицо, бунтарь немедленно
оказывается в клетке. Кеше только и остается, что скандировать: «Свободу
попугаям!», да горланить протестные песни брошенного отечества: «Пусть
всегда будет Вовка, пусть всегда буду я!»

Вернуться домой из тюрьмы уже не просто. Новообретенный киношный опыт
приходит на помощь. Кеша ломает клетку, сооружает из «западных» отходов
взрывчатое устройство. При подрыве двери Кешу контузит. Его окружают
видения-кошмары, демонические личины капитализма, а приходит в себя он
уже в квартире Вовки. Эмиграция не прошла бесследно — Кеша в бинтах,
поврежден и физически, и морально. Кеша признается, как лимоновский
герой: «Мне было плохо, я был один».

Никаких предпосылок для возвращение попугая домой не было. И тем не
менее — Кеша на Родине. Этот момент можно воспринимать как вторжение
чуда. Создатели мультфильма, разумеется, могли бы посвятить десяток
секунд дополнительному эпизоду, в котором «англосакс» выбрасывает
полумертвого Кешу на помойку, а там его подбирает Вовка, вышедший на
прогулку со щенком.

Авторы понимали, что эти объяснения лишние. Все-таки Кеша —
собирательный образ беспокойной еврейской интеллигенции. Да, какая-то
сбежавшая на Запад часть «Кеши» показательно поплатилась за
предательство, но оставшаяся получила хороший урок и угомонилась… до
нового побега. Теперь уже — в народ.

Возвращение III, или Бегство в народ

Третий и последний выпуск приключений блудного попугая (1988 год) повествует о хождении «в народ». Кеша решает «обрусеть».

По сути, все прежние бегства Кеши — своеобразный поиск правды,
мифического Беловодья, обетованной Таити. Свой поиск Кеша ведет, прежде
всего, в культурном поле, а именно последовательно примыкает к тем или
иным социальным трендам.

В первых двух выпусках Кеша побывал и диссидентом, и космополитом.
Внутренняя эмиграция не удалась, эмиграция на Запад разочаровала в
капитализме. Рожденный в Союзе, Кеша не сумел стать ни исполином духа,
ни гражданином мира. Но есть еще один выход. Где-то рядом, буквально под
боком, существует еще одна влиятельная культурная тенденция — русская,
народническая, говорящая, что не нужно далеко ходить за правдой — она
рядом, за городом, в простоте, в чистоте аграрной жизни, в единении с
природой.

Ужаленный завистью, Кеша спешит домой, чтобы потребовать от Вовки своей
доли «русскости», совсем как персонаж из анекдота того времени —
дотошный телефонный еврей, который звонит в общество «Память»: «Правда
ли, что евреи продали Россию, и если да, то где я могу получить мою
долю. »

Поехать в деревню не получается — Вовка заболел. Мы видим Кешу уже в
новом «русском» амплуа. Вместо футболки на нем подобие крестьянского
исподнего. Он по привычке ворчит на Вовку: «Зимы ему мало болеть».

Как ни грустно, но в 1988 году Вовка, то есть Советский Союз, был уже
основательно болен. Знал бы Кеша, что «Вовке» не суждено поправиться,
что он протянет еще три года, до августа 91…

Печальные события еще впереди, а Кеша тем временем собирает чемодан и отбывает на жительство в деревню, «к корням».

На трассе Кешу долго никто не подбирает. Но вдруг на тракторе появляется
Василий — воплощенное клише из художественных фильмов о деревне. Во
всяком случае, именно таким представляет городской обыватель Кеша
сельского жителя. Василий простоват, добродушен, гостеприимен.

Василий увозит Кешу в совхоз «Светлый путь». Он вежлив и неизменно
обращается к собеседнику на Вы, в то время как высокомерный Кеша
бестактно тыкает: «Хочется запросто, с народом — как ты! Простыми
парнями, какие у нас на каждом шагу. »

Василий возвращается из музея — он таким образом приобщается к «высокому». Кеша поет пошлое «Русское поле».

Вообще все культурные коды, которыми оперирует Кеша, чтобы найти подход к
Василию, по сути стереотипы и создают лишь комический эффект. Сложно
представить себе что-то более нелепое, чем попугай (то бишь еврей) в
деревне. Как выяснится позднее, он еще и социально опасен. От Кеши одни
проблемы и убытки.

Утром Кеша просыпается в деревенском доме, ищет завтрак, роняя горшки,
пачкаясь в печке, с воплями призывая на помощь Василия. Попугай не
способен найти пропитание в доме, даже если оно просто стоит на столе.

После завтрака Кеша выходит на прогулку и знакомится с «хозяйством»:
свинья с поросятами, лошадь, петух и куры. Для попугая обитатели двора
означают публику. И в деревне он занимается привычным делом, а именно
хаотично воспроизводит городскую «культуру» — в данном случае микс из
Антонова, Пугачевой и бессмысленный набор фраз из «Сельского часа»:
«Скажите, сколько тонн клевера от каждой курицы-несушки будет засыпано в
инкубаторы после обмолота зяби?»

У живности «искусство» не встречает поддержки, скорее недоумение и раздражение, разве что лошадь «ржет» над самим исполнителем.

Приведя себя в творческую экзальтацию — Кеша изображает исполнителя
рок-н-ролла, — попугай падает в колодец. Его спасает вернувшийся
Василий, а потом одалживает вымокшему попугаю и картуз и ватник.

Кеша внутренне понимает свою никчемность. Во многих советских фильмах
разыгрывается история неуклюжего неофита, который, попав в новую для
него среду, упорным трудом ломает ситуацию и вырывается в ударники. Кеша
тоже одержим идеей доказать свою значимость и полезность: «Я смогу, я
докажу, я покажу! Обо мне узнают. Обо мне заговорят!»

Но преображения не происходит. Кеша оказывается неспособен к
крестьянскому труду. (По хорошему, к труду вообще.) Он разрушителен, как
Чубайс или Гайдар, которые несколько лет спустя продемонстрируют стране
свои ужасные таланты…

Сев в трактор Василия, Кеша вначале разносит постройки во дворе, а потом
сваливает трактор в реку. Василий при этом проявляет чудеса
толерантности — только вздыхает да обреченно машет рукой.

В попугае просыпается совесть, точнее, даже не совесть, а ее актерский
суррогат, Кеша клеймит себя, называет ничтожеством, жалкой личностью и
решает «умереть как мужчина». (Кстати, это первый и последний раз, когда
попугай декларирует свою мальчиковость, ведь все его поведение это —
перепев анекдотичной еврейской жены, у которой, как известно, «все
болит».)

Повешение на проводе от лампочки превращается в спектакль. Свиньи,
лошадь, да и сам Василий с любопытством следят за процессом. При этом
никто не пытается остановить попугая — уж слишком много от него вреда.

Образ Кеши начисто лишен драматизма: Есенина из попугая не получается. Василий отправляет его домой в посылке.

Обитатели помойки встречают вернувшегося кота. Тот наверняка не ходил в
народ, а был просто дачником. Но тут появляется Кеша. На нем ватник и
картуз — он, как всегда, «в образе». Щелкнув кнутом, Кеша выдает абзац
из обезумевшей псевдодеревенской прозы: «Эх вы! Жизни не нюхали?! А я
цельное лето, цельное лето: утром покос, вечером надои, то корова
опоросится, то куры понеслись. А тут вишня взошла! Свекла заколосилась!
Пашешь как трактор! А ежели дождь во время усушки, а?», закуривает
«козью ножку», давится «дымом отечества», заходится кашлем…

А дальше все, конец. Потому что бежать-то Кеше больше некуда. Как в анекдоте: «Давайте другой глобус…»

Источник

Возвращение блудного попугая

10 1

Изучение конфликтных ситуаций на материале мультфильма

10 2Конфликты — неотъемлемая часть нашей жизни. Для того чтобы конфликт не зашел в тупик, не превратился в мину замедленного действия, а мог разрешиться с максимальной пользой для его участников, необходимо учиться находить, что стало причиной и поводом для возникновения конфликтных ситуаций, определять, какие шаги привели к усугублению или разрешению проблемы, понимать, как повлиял конфликт на дальнейшие отношения между его сторонами. Необходимо также учиться выбирать и комбинировать стратегии поведения в зависимости от стадии конфликта, от целей его участников и их индивидуальных психоэмоциональных особенностей.

Для научения эффективному поведению в конфликтной ситуации следует не просто получить теоретические знания в области конфликтологии, но и наработать практический опыт анализа конфликтов на примерах из собственной жизни, из книг, фильмов, мультфильмов.

Анализ мультфильмов позволяет выработать практические навыки на отстраненном, свободном от личностных наслоений материале, сделать выводы и обобщения и уже потом личностно осмысливать изученные ситуации.

Похождения Кеши из мультфильма «Возвращение блудного попугая» — богатый и разнообразный наглядный материал, позволяющий проиллюстрировать теоретические знания яркими, иногда шаржированными примерами.

Преимущества предлагаемой формы работы: наглядность, доступность сюжета, нейтральность образов, юмор, небольшая продолжительность серий (один выпуск без титров — около 9 минут), возможность разработки цикла занятий на материале этого мультсериала, возможность остановить просмотр, посмотреть какой-то эпизод еще раз.

Цель: психолого-педагогическое просвещение в области конфликтологии и профилактика конфликтогенного поведения с использованием интерактивных форм работы.

• познакомить с понятием «конфликт», его основными характеристиками (типы конфликтов, стороны конфликта, стадии конфликта, стратегии поведения в конфликтной ситуации, препятствия на пути разрешения конфликтной ситуации);

• показать схему анализа конфликтной ситуации на примере сюжета мультфильма;

• продемонстрировать эффективность анализа конфликтных ситуаций из мультфильмов в качестве способа саморегуляции в целях профилактики конфликтогенного поведения.

Целевая аудитория: учащиеся, родители, педагоги. При выборе формы работы рекомендуется учитывать возрастные, профессиональные, социальные и другие особенности аудитории.

Средства обучения: носители видеоинформации (диски, кассеты), воспроизводящее оборудование, распечатанные памятки по анализу конфликтной ситуации, при необходимости театрализованного конструирования ситуаций — элементы костюмов персонажей, декораций.

• первичный просмотр и анализ ситуации,

Комментированный пересказ

«Похождений блудного попугая»

10 2Выпуск первый. Начинается конфликт с ущемления Кешей Вовкиной потребности в тишине. Вовка просит сделать звук телевизора тише, но Кеша настолько увлечен просмотром детектива, что не реагирует на просьбу друга.

Вовка поясняет, что он готовится к контрольной по математике, и изначально предлагает компромиссный вариант: он просит не выключить телевизор, а только уменьшить громкость.

Несмотря на то что Кеша не уменьшает громкость, Вовка старается уклониться от конфликта: сначала он просто надевает шапку, а потом даже завязывает ее уши.

В связи с тем что это не помогает, Вовка пытается убавить звук «ну чуть-чуть», Кеша активно противодействует. А в результате Вовка отключает телевизор вообще: «Это безобразие, у меня контрольная, а ты!»

Кеша до крайности возмущен: ведь он не увидел, что случилось после того, как «Полищук сел на мотоцикл», а до Вовкиной контрольной ему, по-видимому, вообще нет дела. Кеша симулирует приступ и просит воды, но вместо сочувствия получает освежающий «душ» со словами: «Ну хватит кривляться!»

Вовка не спит, ожидая возвращения Кеши, который всю ночь трясется на ветке от страха. Под утро, в полной мере прочувствовав холод и голод, Кеша, по-видимому, начинает раскаиваться: он жалобно напевает «Родительский дом — начало начал, ты в сердце моем надежный причал…»

Эта песня привлекает внимание дворовой публики: кота, воробьев и вороны. Получив их одобрение и даже «гонорар» за выступление, Кеша забывает о раскаянии, воображает, как отказывается от Вовкиного блюда с экзотическими фруктами: «Ничего, мы еще посмотрим!»

Вызывая еще больший восторг, Кеша сочиняет историю на тему «Прилетаю я как-то на Таити…»

Так прошло лето. Кеша всем надоел своими выдумками про Таити, поэтому добывать пропитание ему становится все труднее.

Зимой Кеша, спасаясь от голода, разыскивает продукты на заснеженных балконах и случайно видит в окне Вовку. Кеша стучит в стекло, кричит и, когда Вовка распахивает створки, кидается в объятия друга.

Кеша перенес столько лишений, что боится рисковать вновь обретенным комфортом, и, когда теперь Вовке мешает громкий звук, Кеша сразу его убавляет и поясняет, что это новому щенку не слышно, а не ему.

Каким образом было достигнуто примирение, нам не показывают, но, скорее всего, обязанности по выгулу щенка стали для Кеши символическим искуплением вины.

Выпуск второй. Летним утром Кеша выводит щенка на прогулку и вдруг видит свою прежнюю компанию.

Перевернутый ящик сразу становится сценой, и Кеша начинает вещать: «С добрым утром, дорогие телезрители!» Он смешивает все возможные названия телепередач, поет голосом Юрия Антонова… Но желанных аплодисментов не получает, так как все внимание отвлекает на себя кот, который демонстрирует свои фирменные джинсы, выдувает перед «серостью» пузырь бубль-гума, надевает наушники…

Кеша убежден в том, что тоже достоин красивой жизни, поэтому устраивает Вовке скандал: «Это ты меня спрашиваешь, что случилось. С собакой гуляю, за собой убираю… А хожу в обносках, рванине, как Золушка!»

Вовка распахивает перед Кешей свой шкаф и предлагает брать все, что ему понравится. Кеша возмущается: «Это ты мне?!» и со словами: «Прощай, наша встреча была ошибкой!» — уходит из дома.

На улице он пытается продать себя как «надежного друга» — сначала за 1000 рублей, потом за 100, потом даже за 10. Этот эпизод показывает зрителю развенчание завышенной самооценки Кеши. Попугай вообще предпочитает, чтобы его называли не «Кешей», а «Иннокентием», чем надеется повысить свою значимость.

Модному парню он не нужен даже за десятку, но Кеша настолько восхищен его внешним видом, что бежит за ним бесплатно.

В новом доме Кешу ждут атрибуты красивой жизни: модная майка, кроссовки, видео, плеер, но вот отношения попугая с красавчиком строятся по принципу хозяин — слуга. Кеша терпит неуважительное отношение, разувает и обувает хозяина, который даже не разговаривает с ним, не зовет его по имени. Вот тут-то Кеша и вспоминает Вовку, который его «любил и буквально носил на руках».

Однажды Кеша даже позвонил Вовке, но про свое реальное положение ничего не сказал, зато насочинял, что живет хорошо, купается в бассейне, пьет «джюс оранжад», а в гости к нему зашел Челентано.

Во время просмотра фильма Кеша случайно облил хозяина кока-колой. За это хозяин сначала вылил на него остатки напитка, а потом и вовсе посадил в клетку на кухне.

Кеша рвется на свободу и воспевает Вовку: «Пусть всегда будет Вовка, пусть всегда буду я!» Ночью он ломает клетку, а для того чтобы выбраться из кухни, устраивает «взрыв» из пустых банок и специй. В голове Кеши этот хлопок взрыва сливается со звуком лопающегося на губах хозяина пузыря из бубль-гума.

Непонятным образом Кеша оказывается у Вовки. Попугай весь перебинтован и загипсован, он начинает жаловаться другу, но, как всегда, преувеличивает свои страдания: «Как мне было плохо… совсем один… а они, толпа негодяев с пушками и базуками…» А когда в окне появляется дворовая публика, Кешу уже невозможно остановить.

Выпуск третий. Кот на глазах всего двора на полной вещей машине уезжает на дачу. Кеша опять предъявляет претензии Вовке: «Один я в царстве раскаленного бетона и асфальта. Нашел когда болеть, зимы тебе мало!» Попугай не признает более чем объективной причины, по которой отъезд на дачу откладывается, симулирует приступ, рассчитывая на сочувствие, считает пульс, а поскольку это не приносит результата, демонстративно собирает чемодан и прощается.

На попутном тракторе Иннокентий с Василием едут в колхоз «Светлый путь», где Кеша надеется пообщаться «запросто с народом… простыми парнями…»

Утром Кеша делает зарядку, распевается, пытается, как простой парень, найти завтрак в русской печи, но только пачкается сажей. А Василий о нем уже позаботился и оставил завтрак под полотенцем на столе.

После завтрака Кеша выходит покрасоваться на балкон, кривляется перед «дорогими телезрителями», пытается взять интервью у свиньи, курицы и своей околесицей окончательно распугивает весь скотный двор. В конце своего выступления он, под ржание лошади, падает в колодец, из которого его спасает Василий.

Ночью Кеша не спит и мечтает о славе: «Я докажу! Обо мне заговорят». В поисках признания он угнал трактор и, переломав все вокруг, утопил его в реке.

Отношения между Кешей и скотным двором можно было бы считать конфликтом личности и группы, живущей в соответствии со своим укладом и системой ценностей. Но в этом конфликте нет активного противостояния: представители группы откровенно шарахаются от Кеши и не принимают его в свой круг. И Василий не пытается влиять на поведение Кеши, но постоянно приходит ему на помощь в сложных ситуациях.

…Вернулся Кеша к Вовке упакованным в посылку, присмиревшим и жалобно стонущим: «Вовка, ты знаешь, Вовка…» И Вовка, как всегда, был готов простить и принять блудного друга.

С дачи приехал счастливый отъевшийся кот и начал делиться впечатлениями. Тут Кеша вышел на крыльцо в телогрейке, с кнутом и стал сочинять: «Вы жизни не нюхали… пашешь весь день на тракторе… покос… надои… свекла». По-видимому, подражая «простым парням», он попытался раскурить самокрутку, но с непривычки сильно закашлялся…

Желание произвести впечатление на публику, получить признание — ведущий мотив всех поступков Кеши. Он убежден в том, что достоин лучшего отношения, большего комфорта — в общем, должен жить если не лучше всех, то хотя бы не хуже остальных. Именно поэтому Кеша постоянно стремится преодолеть существующие обстоятельства, но, как правило, попадает в ситуации, развенчивающие его притязания и ставящие попугая в еще более неприглядное и жалкое положение.

Анализ ситуации

ВАРИАНТ 1. Для взрослых

10 2В данной аудитории более уместен анализ ситуации в соответствии с предлагаемой памяткой.

Для построения аргументированного рассуждения можно предложить следующие задания:

• Докажите, что в эпизоде присутствует конфликтная ситуация.

• Определите тип увиденного конфликта в соответствии с предлагаемыми в памятке классификациями.

• Проиллюстрируйте каждый из этапов конфликта.

• Определите стратегии, которые используют участники конфликта.

• Проанализируйте, насколько они эффективны.

• Определите, что мешает участникам конфликта прийти к примирению.

• Опишите, как участники конфликта переживают разрыв отношений.

• Предположите, какие уроки из конфликтной ситуации извлекли для себя ее участники.

ПАМЯТКА
Анализ конфликтной ситуации

Конфликт — столкновение противоположно направленных целей, интересов, мнений, которое обычно сопровождается негативными эмоциями.

Стороны конфликта — субъекты, участники конфликтного взаимодействия.

По социальному статусу сторон:

вертикальный — между субъектами, находящимися в подчинении один другому; горизонтальный — между субъектами, имеющими одинаковый социальный статус.

По количеству участников:

внутриличностный — столкновение противоположных по направленности мотивов, интересов внутри одной личности; межличностный — конфликт между двумя личностями; внутригрупповой — конфликт между личностью и группой личностей; межгрупповой — конфликт между группами личностей.

По результату:

конструктивный — выигрывают обе стороны; деструктивный — выигрывает кто-то один.

Стратегии — модели поведения в конфликтной ситуации:

противоборство — настойчивое стремление добиться своего;

сотрудничество — поиск взаимовыгодных решений;

компромисс — путь взаимных уступок (уступка — готовность пожертвовать собственными интересами ради интересов другого);

избегание — уход от конфликтного взаимодействия.

Возникновение — ущемление потребности одной из сторон.

Становление — при активном противодействии второй стороны конфликт из потенциального становится актуальным.

Зрелость — стадия активного противоборства сторон.

Преобразование — конструктивный (выработка соглашения) либо деструктивный исход (принуждение).

Самооценка — оценка личности самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, может быть нормальной/завышенной/заниженной.

Конфликтогенное поведение — поступки, приводящие к конфликтной ситуации.

ВАРИАНТ 2
Для учащихся младших и средних классов

Обсуждение с детьми можно выстроить по вопросам:

• Что стало причиной ссоры Вовки и Кеши?

• В каких отношениях находились герои мультфильма до конфликта?

• Почему Кеша не выполнил просьбу друга?

• Что делает Вовка для того, чтобы уладить конфликт? А что для этого делает Кеша?

• Как складывается жизнь героев после расставания?

• С кем теперь общается Кеша? Каким образом он завоевал внимание дворовых птиц и кота?

• Как Кеша возвращается к Вовке?

• Как происходит их примирение?

Изменилось ли поведение Кеши после возвращения к Вовке?

ВАРИАНТ 3. Для старшеклассников

При работе с учащимися старших классов можно комбинировать элементы обоих предложенных вариантов анализа.

10 2Возможные виды работы

• Подготовка резюме в форме устного или письменного высказывания (в научно-популярном, художественном стиле).

• Моделирование возможных вариантов течения и исхода конфликта (например, при изменении стратегии поведения героев, вмешательстве третьих лиц — родителей Вовки, Кешиной компании) в форме устного или письменного высказывания, инсценировки.

Анализ второго и третьего выпусков мультфильма можно построить по тому же принципу и начинать с повторения материала предыдущего занятия.

Вопрос «Как вы думаете, научился ли Кеша избегать конфликтных ситуаций?» подводит итог повторения и становится мостиком между сериями.

• Ответ на вопрос «Почему же Кеша никак не хочет менять свое поведение?». Даже если отвлечься от библейского контекста, Кеша легко ассоциируется с «блудным сыном», а конфликт между героями — с конфликтом поколений.

• С более взрослой аудиторией можно обсудить поведение Кеши как проявление конфликтов подросткового возраста.

У Кеши налицо все проявления «подросткового бунта»: непослушание, негативизм, взрослые притязания, демонстративное поведение, идентификация себя с киногероями, ориентация на легкую жизнь, желание быть не хуже других, завышенные материальные требования, отсутствие 13 1знаний, смена круга значимых лиц: семья — дворовая компания и уходы из дома. В повторяющихся поступках и реакциях Кеши можно проследить признаки истероидной акцентуации личности.

Авторы фильма оставляют финал второго и третьего выпуска открытым: «Ну вот, как всегда, на самом интересном месте!» — и предоставляют зрителю возможность осмыслить и продолжить рассказ о похождениях блудного попугая.

Предлагаемые методические разработки могут быть включены в систему занятий по изучению конфликта на факультативах, родительских собраниях, классных часах в качестве доступного для восприятия иллюстративного материала.

Источник

Поделиться с друзьями
Сергей М.

Привет. Меня зовут Сергей и я являюсь автором данного проекта. Я создал его для развития интернет технологий и возможности нашим участникам делиться друг с другом полезной информацией.

Вопросы и ответы
Adblock
detector