Что вытворяет этот попугай

Попугай трётся об игрушки, руки, голову. Кормит зеркало.

При неправильном содержании у попугаев развиваются психофизические растройства полового поведения. Это приводит к тому, что больной попугайчик постоянно копулирует с жёрдочками, игрушками, руками или головой человека. Выглядит это будто попугай часто и подолгу трётся клоакой о разные предметы или части тела человека.

На видео я подробно рассказываю о причинах такого поведения.

После публикации этого видео я получил много важных вопросов. Некоторые вопросы и ответы я публикую тут:

В. Нужно ли убирать игрушки, если после этого птица депрессует и впадает в ступор, а потом через время находит сам себе игрушку: пластиковый стаканчик, флакончик от дезодоранта, катается на них, топчет? Все приходится прятать.

О. Да, если просто убрать игрушку и не лечить птицу, то она продолжит маструрбировать, так как гормональный фон сразу не меняется, это длительный процесс. У птицы уже сформировано устойчивое патологическое поведение. Поэтому в запущенных случаях игрушку надо продезинфицировать и вернуть на место, обеспечить птицу дополнительной когнитивной нагрузкой: во-первых, создать ей нормальные условия содержания (как описано в видео), во-вторых, начинать «гонять» птицу, т.е. ее надо занимать, переключать ее активность. Параллельно проводятся нормализация рациона и диагностика.

В. Здравствуйте! Спасибо за видео! Моему попугаю 2 года, вторую весну он спаривается с веревочным кольцом (на котором сидит) в клетке, в другое время года такого нет. Зеркал нет в клетке, но когда гуляет, если подойду с ним на плече или руке к зеркалу, кормит зеркало) Если это только по весне, то тоже говорит о проблемах? Гуляет, летает каждый день, фрукты и овощи также даю каждый день, обычно не менее 4-5 видов. Пророщенный и замоченный корм когда давала, он начинал спариваться с кольцом, где-то прочитала, то замоченный корм провоцирует половое поведение и его полезно давать попугаям в «брачный» период. В прошлом году перестала давать — перестал спариваться, в этом году не даю, все равно трётся по 10 раз в день (недавно началось). Ожереловый попугай. Пятен никаких нет, я тоже думала, что это чисто половое поведение, у них же сейчас период размножения.

О. Да. Даже если такое поведение наблюдается сезонно это является следствием неправильного содержания и болезней птицы. В этом легко можно убедиться, если нормализовать условия содержания птицы (Напоминаю статью о профилактике заболеваний попугаев) и если обследовать птицу. Здоровые попугаи так себя не ведут.
Пророщенный корм надо давать постоянно, а не время от времени, это также нормализует гормональную систему попугая. Если пророщенный корм давать периодами — это приводит к резким перепадам гормонального состояния и провоцирует половое поведение (что вы сами и заметили).

В. Я своего кореллу обеспечиваю всем необходимым, а он не ест овощи, фрукты и пророщенку от слова совсем. Понюхает и уходит. Только сухой корм. Таким взяли, как не пытались приучить, бесполезно. 9 лет уже пытаюсь. Пятен вроде нет у него. Но игрушку свою мызгает, не часто, но бывает. Попугай не стал ручным за все время жизни. А игрушка — как подружка. Он ей песни поет, прижимается и спит. Не кормит точно. Летать стал с возрастом гораздо меньше, меньше поет. Ничего не грызет, обои не портит уже. Я понимаю, что не птенец и наверное есть какие-то болячки. Но как узнать? У нас нет узкого специалиста. На уровне кошек-собак только. Даже лаборатории нет. Делают анализы в поликлинике. И то не все и только для кошек-собак. Извечный вопрос: что делать?

О. Ответ на ваш вопрос: выберите специалиста, работающего онлайн. Рентген под руководством специалиста делается в любой ветеринарной клинике. Анализы отправляют в лабораторию в Москву. Все решаемо. Птица явно больна, об этом говорит то, что она ничего не грызет и не ест разнообразную пищу — просто вашей птице больно есть. Об этом же говорит и то, что птица мало летает — это верный признак болезни.

В. Насчет больно не уверена. Панцирь-то грызет регулярно. И минеральную смесь часто клюет. А не ест фрукты-овощи, так заводчик не приучил. Предыдущие хозяева сказали, что рекомендовано было только зерновой смесью кормить. Ну, там люди не особо отягощенные интеллектом были, им пофиг было что зеленью тоже кормить надо. Отдали, так как слишком громко кричал. Может огурец укусить раз в два месяца и всё. Ему и года не было, как забрали, он и тогда не ел.

О. Уверен. Так же как птицы никогда не «ленятся» летать, так же они и не отказываются просто так от разнообразия в еде и в ветках. Владельцы думают, что птица не хочет есть — а она не может есть. Панцирь каракатицы — мягкий, легко крошется, а минеральная смесь не требует разгрызания. Проблемы с челюстными суставами закладываются у птенцов и птица потом всю жизнь страдает. Качественный рентген и компьютерная томография позволяют выявить все эти проблемы.

Раздражение и воспаление клоаки.

Постоянное раздражение кожи клоаки приводит к инфицированию и развитию клоацита. Воспаленная клоака покрасневшая, значительно увеличена в объеме. При этом может развиваться дополнительная восходящая инфекция мочеполовых путей.

В некоторых случаях, попугай ломает хвостовые перья, это сказывается на качестве полета, который и так не очень активный у таких попугайчиков.

Зеркала — вред для попугаев.

zerkalo dlya popugay

В вышеприведенном видео я подробно рассказываю о вреде от наличия зеркал в клетке у попугая. Повторюсь:

— зеркала — это постоянный источник инфекции для птицы, так как кормовые массы, которые попугай отрыгивает на зеркало, когда его кормит, протухают, т.е. на зеркалах развиваются грибки и бактерии. На видео хорошо видно какие грязные становятся зеркала от отрыгивания корма на них.

— зеркала — это постоянная стимуляция и закрепление неправильного полового поведения попугая.

Есть и другая сторона вопроса. Подумайте сами, в чем смысл зеркала? Зеркальце нужно, чтобы «развлечь» попугая, т.е. вместо того, чтобы обеспечить птицу нормальной активностью, вместо того, чтобы общаться с попугаем — человек создает неправильное поведение животного. В чем смысл заводить питомца, если не хочешь с ним общаться?

Никогда не ставьте зеркала в клетки с птицами!

Источник

Пернатый друг: если вы решили завести попугая

Однажды, когда вы решите приобрести птичку, то хорошо подумайте, если ваш выбор упадет на попугая. Это очень умная и своенравная птица. Попугаи отличаются от своих пернатых собратьев многими вещами. Для хозяина, такой питомец может быть, как любимцем, так и свести его с ума. Даже простой волнистый попугай может превратить жизнь человека в анекдот. Поэтому нужно быть готовым к сюрпризам.

1401888 five

Не забывайте, что попугаи здорово копируют человеческую речь. И если постоянно ругаться при птице, то в будущем можно попасть в неловкую ситуацию перед гостями. И тем более будет неудобно, если птичка повторит ваше мнение о ком-то из пришедших гостей. Это удивительно, но такие случаи не редки.

Читайте также: Домашние попугаи: советы по выбору

Еще одна проблема, это то, что крупные попугаи зачастую знают, что они говорят. Их речь не пустой набор запомнившихся звуков. Были проведены исследования, и ученые четко установили, что иногда попугаи проявляют интеллект на уровне ребенка пяти лет. Поэтому они вполне осознанно, могут выдать ваши секреты. Но тут надо помнить, что мелкие представители попугаев говорят неосознанно и это скорее рефлексы.

Иногда бывает, что птица, попадая в дом может довести до глубокого стресса не только домашнего кота, но и хозяина. Дело в том, что у попугаев высокий интеллект. А это значит, что и среди этих представителей попадаются особи с разным характером. Иногда у попугая может быть такой тяжелый характер, что владельцы попросту избавляются от птицы. Не забывайте, что попугай очень ревностно относится к своей территории и может быть довольно опасен для детей.

Но не все так мрачно, обычно попугаи очень привязываются к хозяину. Причем что интересно, на роль главного друга, попугай выбирает человека противоположного пола. Так иногда и определяют пол птицы. К детям как правило хорошо относятся маленькие попугайчики. Вообще привязанность попугая к человеку можно сравнить с собачьей привязанностью. Но тут стоит отметить, что по сравнению с собакой, попугай благосклонен только к тому, кого выберет сам. К остальным членам семьи он может относится довольно агрессивно.

Ну и наконец надо сказать, что отучить говорить птицу практически невозможно. Иногда такое бывало, но причиной был сильный стресс или тяжелая болезнь. В других случаях попугаи запоминали слова на всю жизнь. Поэтому учитывайте это при общении с птицей.

Фото привью: otvet.mail.ru

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Источник

Интересные факты о попугаях

1556991397176297276

1. В России попугаи появились в самом конце XV века. В 1490 году король Германии Максимилиан I отправил диковинную птицу в подарок Софье Палеолог, жене Ивана III, великого князя Московского. А в конце XVI века попугай упоминается при описи имущества царя Бориса Годунова.

2. Попугаи оригинально принимают пищу: они клюют ее, держа в лапе. Орнитологи не могут объяснить эту особенность, из всех птиц так делают только попугаи. Интересно, что и среди попугаев бывают левши и правши, одни держат еду в левой лапе, другие в правой.

3. Гиацинтовый ара – один из самых крупных и дорогих видов попугаев. Самые крупные особи достигают в длину одного метра, половина приходится на хвост. Родиной этих попугаев являются тропические леса Южной Америки. У данного вида очень красивое оперение – кобальтово-синее. Но, эта красота стала причиной того, что гиацинтовый ара находится на грани исчезновения: птицу отлавливали в огромных количествах для продажи. К концу ХХ века в дикой природе оставалось около 3 000 особей. Сейчас численность удалось увеличить примерно вдвое.

4. Дятловые попугайчики – самые мелкие среди своих сородичей. Обитают они на Новой Гвинее и соседних островах. Длина тела не более 10 сантиметров, а вес 10-15 г. дятловые попугайчики довольно быстро привыкают к содержанию в неволе, но их практически невозможно научить воспроизводить человеческую речь.

5. В Европе попугаи появились еще в эпоху Александра Македонского, их завезли из Индии. А в Древнем Риме завести попугая мог позволить себе только очень состоятельный человек – птица стоила дороже раба. Каждого попугая обязательно учили повторять слово «Цезарь». С птицами занимались учителя, которые получали за свой труд немалые деньги.

6. На воле волнистые попугаи очень тщательно подбирают себе пару. Ведь супруги живут вместе до последнего дня. Если, по какой-либо причине, одна из птиц погибает, вторая так и остается одинокой.

7. В американском штате Айдахо пожарные прибыли на вызов. Неожиданно из горящего дома раздались крики: «Помогите!». Людей в доме не оказалось, а просили о помощи два попугая, которые содержались в клетке и не могли покинуть помещение.

8. Попугаи далеко не так безобидны, как могут показаться на первый взгляд. Например, в Новой Зеландии попугаи кеа являются самыми настоящими врагами для местных фермеров, которые утверждают, что эти кровожадные птицы стаям нападают на овец и способны заклевать их до смерти. Ученые утверждают, что не все представители этого вида попугаев такие жестокие, но некоторые, действительно, не прочь включить баранину в свой рацион.

9. Известный австралийский натуралист Стив Ирвин прослыл настоящим смельчаком. Он отлично находил «общий язык» как с крокодилами, так и с ядовитыми змеями. Но, даже у этого отважного человека была маленькая слабость – он боялся попугаев. Правда, погиб Стив от рыбы-ската, поразившего натуралиста в сердце во время подводных съемок.

10. Третья часть всех видов попугаев находится сейчас под угрозой исчезновения. Главные причины – браконьерство, отлов с целью продажи и уничтожение природной среды обитания этих птиц.

Источник

Мышление птиц: понимают ли попугаи, о чем они говорят?

Зоя Зорина, Анна Смирнова, Татьяна Обозова
«Природа» №10, 2018

Об авторах

zorina z 100

Зоя Александровна Зорина — доктор биологических наук, заведующая лабораторией физиологии и генетики поведения кафедры высшей нервной деятельности биологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Научные интересы — элементарное мышление животных, в том числе способность к обобщению и символизации у врановых птиц.

smirnova anna 100

Анна Анатольевна Смирнова — кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник той же лаборатории. Научные интересы — высшие когнитивные функции животных как эволюционные предпосылки мышления человека.

obozova 100

Татьяна Анатольевна Обозова — кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник той же лаборатории. Область научных интересов — элементарное мышление животных, поведение птиц в природе.

Истории о попугаях, которые «понимают, о чем говорят», занимают особое место в ряду свидетельств удивительных способностей животных. Этой теме посвящена обширная литература [1], однако, как показывает ее анализ, чаще всего речь идет о механическом повторении заученных фраз, некоем словесном потоке, совершенно не связанном с конкретной ситуацией. В ряде случаев у наблюдателя может создаться иллюзия осмысленного поведения (например, попугай здоровается или прощается в соответствии с ситуацией), но при более внимательном анализе оказывается, что хозяин принимал желаемое за действительное. И все же постепенно накапливались факты, заслуживающие серьезного внимания: высказывания некоторых говорящих попугаев действительно приходились точно «к месту», птицы произносили совершенно новые слова и целые фразы, соответствовавшие контексту. При этом их поведение не могло быть результатом случайного совпадения или простого повторения «пройденного», поскольку сложившиеся обстоятельства не отмечались ранее. Сообщения о подобных эпизодах появляются не часто, но регулярно, однако, поскольку они единичны, проверить их нельзя.

Вот, например, одна примечательная история. Как известно, многие (хотя и не все) птицы не разговаривают при посторонних. Поэтому продемонстрировать красноречие попугая в нужный для хозяина момент — дело сложное и не всегда благодарное. С такой трудностью столкнулась некая съемочная группа: операторы провели целый день в квартире владельца говорящих птиц, которые за все время не проронили ни слова. Когда начали собирать аппаратуру, кто-то из раздосадованных гостей споткнулся о кабель. Тут же раздался дружный птичий хохот, а один из попугаев прокричал: «Ага, запутался!» Тут уж никакой предварительной дрессировки и в помине не было — птица совершенно явно сама сообразила, что сказать в этой необычной коллизии. Можно привести и другие примеры, свидетельствующие о том, что во многих случаях (хотя далеко не во всех) высказывания попугаев бывают осмысленными — они находят и произносят именно те слова, которые уместны в только что возникшей ситуации. А подобное поведение принято расценивать как проявление разума животных, пусть и элементарного.

Убедительный ответ на вопрос, «понимают ли попугаи, о чем говорят», имеет принципиальное, а отнюдь не частное значение, поскольку он напрямую связан с одной из важнейших задач современной когнитивной науки — исследованием эволюционных предпосылок мышления человека. Класс птиц развивался в процессе эволюции особым путем, параллельно с млекопитающими и совершенно независимо от них, тем не менее установлено, что зачатки мышления имеются и у его представителей [2, 3]. Высшие представители класса птиц могут изготовлять и использовать орудия [4, 5], они проявляют элементы абстрактного мышления (формирование довербальных понятий и умозаключений) [6–9]. Наконец, врановые проявили способность к символизации — операции, которая лежит в основе языка человека [13]. Весь спектр их когнитивных способностей близок к описанному у человекообразных обезьян [11].

Высказывания, которые кажутся осмысленными, принадлежат, как правило, крупным попугаям, главным образом серому африканскому, или жако (Psittacus erithacus). И именно благодаря представителю этого вида, попугаю Алексу, был получен убедительный (и притом положительный) ответ на тот самый вопрос. Это произошло благодаря без преувеличения героическому исследованию, которое американский психолог Айрин Пепперберг проводила на протяжении 30 лет (1978–2007) и продолжает в настоящее время.

Уникальные исследования когнитивных способностей жако

Результаты опытов Пеппеберг описаны в двух книгах. Первая, The Alex Studies: Cognitive and Communicative Abilities of Grey Parrots [12], — строго научная монография, в которой обобщены результаты многолетних экспериментов, доказавших, что попугаи обладают высоким уровнем развития мышления, способны к формированию понятий и к символизации, т.е. установлению эквивалентности между неким знаком (в том числе словом) и референтом — предметом, действием, понятием и т.д. Способность к такой операции лежит в основе усвоения речи ребенком, а ее доступность попугаю свидетельствует, что эти птицы действительно могут говорить осмысленно.

Кратко упомянем, что в результате кропотливых тренировок Алекс усвоил названия десятков предметов, а также слова, обозначающие категории и относящиеся к ним определения. Например, категория «цвет» включает названия семи цветов, категория «форма» — пяти разных форм, категория «материал» — наименования трех материалов и т.д. Алекс овладел всеми доступными животным приемами количественных оценок (условно это можно назвать зачатками способности к счету). Он запомнил числительные от 1 до 7, применял их к множествам разной природы, у него сформировалось понятие «больше / меньше», что позволяло ему сравнивать не только множества реальных предметов, но и цифры.

myshlenie ptits 02 300 zoomnw2

Алекс усвоил числительные от 1 до 7 и применял их к множествам разной природы

При предъявлении ему наборов мелких предметов разного цвета, формы, размера Алекс мог правильно отвечать на следующие вопросы: «Сколько зеленых (синих или красных) предметов?»; «Предметов какого цвета больше?»; «Какая цифра больше?» и т.д. Если ему показывали два однотипных, но по-разному окрашенных и разноразмерных предмета (например, ключи — его любимые игрушки), — и спрашивали, что в них различается, он безошибочно определял: «цвет, размер»; на вопрос «что одинаковое?» следовал ответ: «форма».

Алекс правильно употреблял слова «одинаковый» и «разный» при первом же сопоставлении множества предметов и ситуаций. Это позволяет говорить о том, что в ходе экспериментов он усвоил понятия «сходство» и «различие», на оперировании которыми основаны и некоторые другие формы абстрактного мышления (в частности, использование аналогий). По нашим данным, попугаям, как и врановым, доступно даже выявление аналогий в структуре сложных стимулов [8, 9].

Несомненная заслуга Пепперберг состоит в том, что она первой смогла показать: спектр когнитивных способностей попугаев — существ, столь далеких от приматов, — включает развитую способность к символизации. Ее опыты убедительно продемонстрировали: жако не просто воспроизводит человеческие слова, но и понимает их смысл. Возможности попугаев в усвоении и использовании символов оказались схожими с обнаруженными у шимпанзе, которых обучили простым аналогам языка человека. Эти данные Пепперберг совпадают с материалами, полученными нами при изучении других высокоорганизованных птиц — врановых [7, 11, 13].

Итак, за 30 лет работы Пепперберг не только получила уникальные данные о психике попугаев, находящие все новые подтверждения в современной литературе, но и способствовала постепенному радикальному пересмотру общих представлений о когнитивных способностях птиц. В своей научной монографии она представила результаты, полученные в рамках строгих экспериментов, на большом статистическом материале, но среди них было немало фактов, которые не вписывались в формальные рамки. Чем дальше Пепперберг углублялась в работу и общение с Алексом, тем больше убеждалась: птица не просто правильно произносит слова и осознает, какие предметы и действия они обозначают, но может понять, что некоторые слова выражают еще и человеческие желания, настроения, эмоции. Оказалось, что, помимо усвоения символов, в процессе специальных тренировок Алекс следил за разговорами окружающих, по собственной инициативе запоминал (а потом к месту употреблял) слова, которые никто не ожидал от него услышать, и они могли выражать также его собственные желания, настроения и эмоции.

myshlenie ptits 01 703 zoomnw2

Монография американского психолога А. Пепперберг «Алекс и я» (М.: Языки славянских культур, 2017) — первая книга на русском языке, целиком посвященная мышлению птиц. В центре повествования — работа автора с жако Алексом

Именно этой части полученных результатов посвящена вторая, научно-популярная, книга Пепперберг Alex and me, написанная в 2008 г. Она удачно переведена на русский язык и опубликована издательством «Языки славянских культур» в 2017 г. [14]. Ответ на вопрос, «понимают ли попугаи, о чем они говорят», проиллюстрирован описанием некоторых особенностей поведения Алекса в процессе формальных экспериментов, в которых ярко проявились его сообразительность, умение наблюдать за окружающими его людьми, а также за другими птицами, обучаемыми речи, оценивать их поведение, эмоциональное состояние и делать из этого свои выводы.

Причины заниженных ожиданий в отношении интеллекта птиц

Большое место в монографии Alex and me уделено доказательствам высокого интеллектуального уровня попугаев, что особенно ценно для отечественного читателя. Действительно, это практически первая книга на русском языке, целиком посвященная мышлению птиц. Парадокс состоит в том, что проблема мышления животных вообще [15–17], и птиц в частности, активно разрабатывается в нашей стране на протяжении целого столетия. Фундаментальные исследования Л. В. Крушинского [2] и его научной школы, посвященные врановым птицам, начались в 1950-е годы и продолжаются до настоящего времени [6–11, 13], намного опередив соответствующие работы на Западе. Но нельзя не упомянуть, что за рубежом это направление когнитивной науки сегодня переживает бурный расцвет и наверстывает упущенное время.

Разумеется, главное в книге Пепперберг — доказательство того, что попугаи могут говорить осмысленно, что они действительно могут понимать слова, свои собственные и произносимые собеседником. В связи с этим автор затрагивает и ряд крупных научных проблем, связанных с птицами.

Главная из них обусловлена особенностями мозга птиц, который по своей структуре радикально отличается от мозга млекопитающих. В связи с отсутствием новой коры исследователи были склонны считать его примитивным («разросшаяся подкорка»), а когнитивные способности птиц — заведомо ограниченными, несмотря на многочисленные проявления их сообразительности как в экспериментах, так и в спонтанном поведении. Этот парадокс объяснен относительно недавно, когда были получены данные о гомологии высших отделов мозга птиц (гиперпаллиума и нидопаллиума) и новой коры млекопитающих. Ряд свидетельств тому был получен уже после выхода Alex and me [18], и эти данные мы привели в предисловии к русскому переводу книги [19].

Монография «Алекс и я» интересна еще и тем, что возвращает нас в атмосферу 1970-х годов, когда Пепперберг (получив образование химика-теоретика) решила изучать мышление птиц. Ряд ученых США и нашей страны занимались мышлением животных, но данная проблема еще не получила той известности и признания и не привлекала того внимания, которым она пользуется сейчас. Теория условных рефлексов в России и бихевиоризм на Западе господствовали безраздельно, и попытки выйти за их рамки воспринимались негативно. Пепперберг ярко описала скепсис, с которым она столкнулась при попытке вторгнуться в эту полузапретную область. А на нее сильнейшее впечатление произвели так называемые языковые проекты 1970-х годов — эксперименты нескольких групп американских психологов, которые успешно обучали человекообразных обезьян простым незвуковым аналогам человеческого языка [11]. Ее непреклонное желание заниматься именно этой задачей, к тому же со столь экзотичным объектом, как попугай, да еще и с применением особого метода обучения, отличного от имеющихся в арсенале бихевиористов, воспринималось почти как крамола.

Надо сказать, что трудности были уделом Пепперберг на протяжении большей части жизни. У нее долго не было постоянного места работы, ей не удавалось получать гранты, и только ее самоотверженное упорство позволило ей шаг за шагом осуществлять свой план, «провести с попугаем те же опыты, что проводились с шимпанзе». Американский психолог поставила задачу обнаружить и подтвердить наличие у африканского серого попугая жако (который умеет при этом говорить) тех «языковых» и когнитивных способностей, которые ранее были зафиксированы в ходе работы с шимпанзе [14], и полностью ее выполнила.

Сэр Алекс — деятельный участник научного эксперимента

Работа с попугаем не ограничивалась для Пепперберг получением научных данных о его когнитивных способностях, но всегда находила живой эмоциональный отклик в ее душе. Из объекта экспериментов Алекс очень быстро превратился в полноправного участника процесса. Он не просто совершал те или иные действия, решал (или не решал) поставленные людьми задачи, но постоянно заявлял о своих желаниях, неудовольствиях, об отношении к экспериментаторам и т.п. Он однозначно давал понять, что ему нравится, а что — нет, как он относится к каждому из участников. Характерно, что в эту атмосферу эмоциональных контактов вовлекались все работавшие с попугаем и постоянно менявшиеся студенты, лаборанты, другие коллеги. С течением времени становилось все яснее, что Алекс не автомат, вырабатывающий условные рефлексы, а вполне самостоятельная личность со своими вкусами и наклонностями, довольно капризная и явно склонная к доминированию над окружающими, в том числе и над людьми. Недаром студенты называли его боссом или предлагали обращаться к птице «сэр Алекс». Свой характер он проявлял и в отношении других попугаев, когда участвовал в их обучении в качестве модели и (или) соперника.

Напомним, что первоначально Айрин не ставила задачи учить Алекса «языку», подобному тому, что усваивали и применяли «говорящие» обезьяны в языковых проектах американских психологов. В тех исследованиях все происходило в атмосфере живого общения, тогда как для работы с птицей планировались только формальные аналитические эксперименты, обеспечивающие получение статистически достоверных результатов. «Наука любит цифры», — повторяла Айрин, заставляя Алекса в очередной раз выполнять похожие задания, что явным образом раздражало птицу.

Однако уже на первом году работы выяснилось, что Алекс воспринимает не только «урок», но и всю ситуацию в целом. Оказалось, что он прислушивается к разговорам окружающих во время экспериментов и по собственной инициативе усваивает фразы для контактов с ними. Именно так в его повседневном лексиконе появились фразы «Я хочу. », «Нет», «Иди сюда», «Спокойной ночи», «Спасибо», «Извини» и т.п. Он четко улавливал эмоциональную окраску высказываний людей. По собственной инициативе он освоил ласковые слова, с которыми обращались к нему или друг к другу люди, начал извиняться за ошибки и упрямство, которое проявлял, когда был не расположен работать. Поражает спонтанность подобного поведения птицы и то, что оно было основано на точном понимании эмоций, которые вкладывали в слова вежливости произносившие их люди. Затем возникало очень приблизительное подражание уловленному слову, которое экспериментаторы «оттачивали» путем кропотливой тренировки.

myshlenie ptits 03 703

На вопрос «какая цифра меньше» Алекс отвечал: «единица (зеленая)»

Примечательно, что у Алекса появился способ выразить свое неодобрение по отношению к другим попугаям. Это было слово «курица». Он усвоил его сам, подражая студентам, которые так «обзывали» его за неправильные ответы. Наблюдая за обучением других попугаев, он часто вмешивался в процесс, указывая (чаще всего вполне справедливо): «Говори лучше» (Say better). Это тоже был результат копирования поведения тренеров.

Характерно, что Алекс связывал слова даже с абстрактными понятиями (например, сходство / различие, больше / меньше). Более того, он придумывал собственные названия для «безымянных» объектов * : например, «камень-кукуруза» — сухие зерна, в отличие от свежих. И такое спонтанное усвоение слов, понимание смысла ситуации обнаруживалось до формирования соответствующего словесного «ярлыка», который Алекс начинал использовать. Год за годом его поведение так же, как и результаты экспериментов, с очевидностью подтверждало гипотезу Пепперберг, согласно которой попугаи способны понимать смысл произносимых ими слов.

Но наиболее интересны случаи, когда Алекс демонстрировал свое понимание эмоционального состояния Пепперберг при возникновении сложных ситуаций. Она обнаружила это, когда получила из журнала Science первый отказ напечатать статью, который к тому же был сделан в хамской форме. Она, по ее словам, была очень огорчена: «Огорчена настолько, что Алекс сделал вывод. по-видимому, он считал, что я рассердилась на него. Он весь сжимался, когда видел меня» [14].

Пепперберг удалось также восстановить последовательность событий, после которых в лексиконе птицы появилось выражение «прости меня». Все началось с того, что Алекс изжевал только что отпечатанную заявку на грант, которую надо было в тот же день срочно отправлять в Национальный научный фонд. Это был 1979 г., эра компьютеров еще не настала, заявка была напечатана на чужой электрической машинке, и у Айрин осталось лишь несколько часов, чтобы успеть ее вновь напечатать, оформить и отослать.

На эту ситуацию я реагировала эмоционально, как многие люди. Я кричала на Алекса, это было глупо, но я кричала: «Как ты мог так со мной поступить, Алекс?!». Конечно, он мог так поступить — он же попугай. И тут Алекс использовал свои знания — фразу, которую он, как выяснилось, запомнил и позже использовал в подобных обстоятельствах: I am sorry. I am sorry!. Т.е. «Прости. Прости!».

Это остановило меня. Я подошла к Алексу и попросила прощения: «Хорошо, Алекс. Это не твоя вина».

Как же Алекс додумался использовать эту фразу I am sorry («Прости»)? Незадолго до этого случая, когда он сжевал мою заявку на грант, Алекс сидел на жердочке наверху, мы болтали, отдыхали, наше общение не было связано с работой. Я пила кофе. Он чистил перышки, издавал различные звуки. Я поставила чашку и вышла вымыть руки. Когда я вернулась, увидела, что Алекс расхаживает по луже разлитого кофе, рядом лежала разбитая чашка. Я была очень напугана, опасаясь, что Алекс поранился. От страха я закричала: «Как ты мог это сделать?». Алекс, должно быть, случайно опрокинул чашку, когда подошел посмотреть на нее поближе. Но я все равно кричала, пока не поняла, что веду себя глупо. Я наклонилась к Алексу, чтобы убедиться, что с ним все в порядке и сказала I am sorry («Прости»). Очевидно, он запомнил эти слова. Для него они были связаны с ситуацией потенциально опасной, когда на него кричали. Именно поэтому он использовал эту фразу в момент, когда я обнаружила, что он сжевал мою заявку на грант, и когда я, по глупости, стала кричать на него. Спрашивается, у кого из нас были птичьи мозги? [14].

Но все сложилось, как сложилось, и благодаря Алексу Пепперберг вписала важную главу в изучение эволюции высших психических функций. Она показала, что элементарное мышление возникло не только у млекопитающих, но и у представителей другого, независимо эволюционировавшего класса позвоночных. Так же, как и у высших млекопитающих и у других высокоорганизованных птиц (врановых), спектр его проявлений оказался сопоставимым с человекообразными обезьянами, включая способность попугаев усваивать символы, самостоятельно оперировать ими и понимать, что они говорят.

Работа выполнена в рамках темы НИР «Нейробиологические и информационные основы поведения и функции сенсорных систем» (№NAAA-A16-116021660055-1). Поддержана проектами РФФИ (10-04-00891-а; 13-04-00747-а; 16-04-01169-а).

Литература
1. Ильичёв В. Д., Силаева О. Л. Говорящие птицы. М., 1992.
2. Крушинский Л. В. Биологические основы рассудочной деятельности: Эволюционный и физиолого-генетический аспекты поведения. М., 2018.
3. Clayton N. S., Emery N. J. Avian models for human cognitive neuroscience: a proposal // Neuron. 2015; 86 (6): 1330–1342. DOI: 10.1016/j.neuron.2015.04.024.
4. Auersperg A. M. I., Köck C., Pledermann A. et al. Safekeeping of tools in Goffin’s cockatoos, Cacatua goffiniana // Animal Behaviour. 2017; 128: 125–133. DOI: 10.1016/j.anbehav.2017.04.010.
5. Wimpenny J. H., Weir A. A. S., Clayton N. et al. Cognitive Processes Associated with Sequential Tool Use in New Caledonian Crows // PLOS One. 2009; 4(8): e6471. DOI: 10.1371/journal.pone.0006471.
6. Зорина З. А., Обозова Т. А. Вклад Л. В. Крушинского в изучение когнитивных способностей птиц и современное состояние этой проблемы // Формирование поведения животных в норме и патологии: к 100-летию со дня рождения Л. В. Крушинского (1911–1984). М., 2013; 115–148.
7. Смирнова А. А., Зорина З. А. Когнитивные способности птиц: обобщение, использование понятий, символизация, умозаключения // Формирование поведения животных в норме и патологии: к 100-летию со дня рождения Л. В. Крушинского (1911–1984). М., 2013; 148–168.
8. Smirnova A., Zorina Z., Obozova T., Wasserman E. Crows spontaneously exhibit analogical reasoning // Current Biology. 2015; 25(2): 256–260. DOI: 10.1016/j.cub.2014.11.063.
9. Obozova T., Smirnova A., Zorina Z., Wasserman E. Analogical reasoning in amazons // Animal Cognition. 2015; 18(6): 1363–1371. DOI: 10.1007/s10071-015-0882-0.
10. Полетаева И. И., Перепелкина О. В., Зорина З. А. Когнитивные способности животных (рассудочная деятельность) в свете генетических представлений // Вавиловский журнал генетики и селекции. 2017; 21(4): 421–426. DOI: 10.18699/VJ17.260.
11. Зорина З. А., Смирнова А. А. О чем рассказали «говорящие» обезьяны: Способны ли высшие животные к оперированию символами? М., 2006.
12. Pepperberg I. M. The Alex Studies: Cognitive and Communicative Abilities of Grey Parrots. Cambridge, 1999.
13. Смирнова А. А. О способности птиц к символизации // Зоологический журнал. 2011; 90(7): 803–810.
14. Пепперберг А. Алекс и я. Сер.: Разумное поведение и язык / Зорина З. А., Бурлак С. А. (ред.). Пер. с англ. А. А. Кошелевой. М., 2017.
15. Ладыгина-Котс Н. Н. Предпосылки человеческого мышления. М., 1965.
16. Фирсов Л. А., Чиженков А. М. Очерки физиологической психологии. СПб., 2003.
17. Фирсов Л. А., Чиженков А. М. Эволюция интеллекта (присущ ли разум животным?). СПб., 2004.
18. Olkowicz S., Kocourek M., Luиan R. K. et al. Birds have primate-like numbers of neurons in the forebrain // Proc. Natl. Acad. Sci. USA. 2016; 113 (26): 7255–7260. DOI: 10.1073/pnas.1517131113.
19. Зорина З. А. Предисловие научного редактора к книге А. Пепперберг «Алекс и я». М., 2017.

* Способность расширять лексикон, изобретая названия для новых референтов, называется продуктивностью. И это — одно из основных свойств человеческого языка, которое совершенно отсутствует в коммуникативных системах животных, но проявляется как тенденция у человекообразных обезьян, обученных аналогам человеческого языка.

Источник

Поделиться с друзьями
Сергей М.

Привет. Меня зовут Сергей и я являюсь автором данного проекта. Я создал его для развития интернет технологий и возможности нашим участникам делиться друг с другом полезной информацией.

Вопросы и ответы
Adblock
detector