Эксперимент с попугаями жако

Содержание

Жако бескорыстно помогли сородичам получить угощение

adede4ea6220147584de275b286c13cf

Auguste M. P. von Bayern & Désirée Brucks / Current Biology, 2020

Европейские ученые выяснили, что жако, или серые попугаи (Psittacus erithacus) могут бескорыстно помогать сородичам добывать еду с помощью инструментов. Для этого они посадили птиц в комнатки с прозрачными стенами и окошками в них и научили обменивать металлические жетоны на угощение. В случае, если один жако не мог получить угощение в обмен на жетон, он передавал его через окошко другому. После приматов жако — первые животные, для которых доказано подобное поведение; горные ара (Primolius couloni), также принимавшие участие в исследовании, с задачей не справились, пишут ученые в Current Biology.

Задача каждого животного в его естественной среде обитания — выжить, причем сделать это можно довольно комфортно и эффективно, если максимизировать полезность окружающей обстановки. Например, можно пользоваться различными орудиями — как каланы, которые разбивают раковины моллюсков о прибрежные камни (подробнее об использовании инструментов животными вы можете узнать из нашего теста «Палками и камнями»).

Использование орудий не предполагает, что их будут применять во благо кому-то еще: скажем, если хищные птицы используют приманку, то добыча в итоге достанется им самим, но не кому-то другому (разве что совсем маленьким птенцам). При этом приматы (люди и человекообразные обезьяны) могут использовать инструменты для помощи кому-то другому, а также обучают свое потомство ими пользоваться. Среди других животных подобное поведение ранее не было зарегистрировано.

Огюста фон Байерн (Auguste M. P. von Bayern) и Дезире Брюкс (Désirée Brucks) из Института орнитологии Общества Макса Планка решили проверить, могут ли попугаи разных видов помогать друг другу добывать пищу с помощью инструментов. Для этого они обучили восемь жако и шесть горных ара менять металлические жетоны на угощение, а затем посадили их в комнаты с прозрачными стенами и небольшим окошком, через которое жетон можно было обменять.

Комнат было две, и в каждой из них сидело по одной птице, а между ними также было отверстие — через него птицы могли передавать друг другу жетоны: их в начале эксперимента передавали одной из птиц через щель внизу комнатки. У птицы, которая жетоны получила, окошко для обмена на угощение было закрыто: единственное, что она могла сделать — это передать жетон соседу, который, в свою очередь, уже мог обменять его на угощение.

515249a736cd2ac5268d0e648b051439

Условия проведения эксперимента

Auguste M. P. von Bayern & Désirée Brucks / Current Biology, 2020

Источник

Самый умный попугай на планете — жако Алекс

Человеку свойственно считать себя венцом творения. Многие уверенны, что представители животного мира не обладают большим умом и сообразительностью. Особенно это касается попугаев. В свое время самый умный жако на планете — попугай Алекс развеял эти стереотипы, доказав, что птицы способны на многое, а не только бездумно подражать человеческой речи.

Эксперимент

В 1977 году в зоомагазине был куплен годовалый африканский попугай жако. Исследователь — психолог, доктор наук Айрин Пепперберг приобрела его для проведения уникального эксперимента, который вначале назвали «Птичий языковый эксперимент» — Avian Language Experiment, позже переименовали в «Опыт обучения птицы» — Avian Learning Experience. Из аббревиатуры названия эксперимента и сложилось имя попугая — Алекс.

popugaj aleks
Эксперимент длился на протяжении трех десятилетий сначала в Аризонском университете, затем в Гарвардском, позже — в частном Университете Брендайса.

Работа Айрин Пепперберг развеяла стойкое убеждение научного сообщества в глупости пернатых, их способности простого подражания и пародирования человеческой речи и звукам без осмысления своих действий.

Алекс показал, что попугаи способны анализировать, творчески применять слова и небольшие фразы, имеют способности к логическим рассуждениям на базовом уровне.

Д-р Пепперберг называла Алекса — «первая ласточка в исследовании интеллекта». Ставила его на одну ступень по интеллектуальным возможностям с обезьянами и дельфинами.

Эксперимент показал, что интеллектуально попугай Алекс развился до уровня 5-ти летнего ребенка, причем это был не предел. Его эмоциональный уровень — ребенка двух лет.

Способности и достижения Алекса

В 1999 году Доктор Пепперберг опубликовала труд, в котором рассказывала об умениях своего подопечного попугая жако:

popugaj aleks 2
Изумляет то, что имея такой значительный для попугая запас слов, Алекс не просто бездумно произносил их, он понимал значение того, что говорил.

Интересно! Попугай Алекс в 8 случаях из 10 правильно называл форму, цвет, из чего сделан предмет, который ему показывали.

Попугай мог немного считать — складывать числа, понимал значение нуля. Он мог считать в уме, даже не видя предметы.

Удивительные способности Алекса обнаружились случайно в процессе эксперимента с другим попугаем — Гриффином. Эксперимент должен был выявить, сопоставляет ли птица звуки и числа. Гриффин должен был сказать «два», когда услышит два щелчка, но попугай молчал. Тогда ученые щелкнули снова два раза и тут неожиданно Алекс сказал «четыре», а на следующие два щелчка он произнес «шесть».

Алекс знал некоторые буквы английского алфавита, а также несколько сочетаний букв.

Уставая от экспериментов, произносил: «Хочу уйти». Когда что-то начинало раздражать его исследовательницу, попугай извинялся перед ней, так и говорил «I’m sorry» (извиняюсь).

Если ему давали не то, что попугай хотел, он способен был настаивать на желаемом. Например, когда он хотел банан, а видел перед собой протянутый орех, так и заявлял «Хочу банан», а однажды запустил в исследователя болтом, который та предложила вместо еды.

За год до своей смерти Алекс уже способен был различать оптические иллюзии, как это делают люди.

popugaj aleks 1

Смерть самого умного попугая на планете

Африканские попугаи жако способны жить до 50 лет. К сожалению, попугай Алекс задолго не дожил до этого возраста. Его не стало 6 сентября 2007 года в возрасте 31-го года. Накануне он был совершенно здоров, выглядел счастливым. За две недели до этого он проходил ежегодное профилактическое обследование, которое не выявило у него какой-либо болезни.

Вскрытие позволило определить причину его неожиданной смерти — закупорка сосудов и внезапный сердечный приступ. Это не являлось следствием питания или возраста жако, а, скорее всего была заложено генетически. Возможно, что причина в неизвестном пока науке воспалительном заболевании пернатых, сродни болезни сердца у людей.

Смерть у Алекса наступила быстро и безболезненно. Последние слова, с которыми он обратился к своей исследовательнице были: «Будь умницей. Увидимся завтра. Я тебя люблю».

После смерти этой уникальной птицы исследования продолжились, но ее неожиданная гибель, по словам доктора Пепперберг, — это большая утрата и значительный шаг назад.

Попугай Алекс стал героем Книги рекордов Гинесса как самая умная птица. Он был частым гостем телепередач, новостных выпусков и статей ученых. Благодаря своим удивительным способностям он завоевал любовь миллионов сердец. И сегодня популярность попугаев жако среди любителей пернатых очень высока.

Источник

jpeg

Люди привыкли думать, что лишь нам одним во всем животном мире присущи такие качества, как сочувствие, любовь к ближнему или самопожертвование. На самом же деле в мире животных есть немало существ, способных испытывать широкий спектр эмоций, а не только страх за свою жизнь или чувство голода. И сегодня речь пойдет не о дельфинах или приматах, которые, безусловно, весьма интересны в эмоциональном плане, а о серых попугаях. Да, именно эти птицы продемонстрировали в недавних опытах весьма необычное поведение, бескорыстно помогая своим собратьям.

jpeg

Суть эксперимента состояла в следующем. Серых попугаев, или жако, научили обменивать жетоны на вкусную еду, а затем поместили в специальный бокс, разделив двух птиц прозрачной перегородкой с отверстием для обмена. При этом у одной птицы были жетоны, но не было возможности обменять их на угощение. Вторая птица, наоборот, имела связь с инструктором, у которого была еда, но не имела при себе жетонов для обмена.

jpeg

К удивлению орнитологов, семь из восьми жако неоднократно передавали свои жетоны напарнику, для того, чтобы те смогли обменять их на еду, но сами при этом не получали никакой выгоды. Более того, ученые фиксировали абсолютно ровное эмоциональное состояние у тех, кто расставался с жетонами — они не испытывали расстройства или зависти по поводу того, что напарник получал угощение, а они нет, как это можно наблюдать в опытах с приматами.

jpeg

Помимо серых попугаев в эксперименте участвовали голубоголовые ара. Но эти птицы, увы, оказались не столь благородны, их убеждения не всегда позволяли им отдать жетоны соплеменникам ради чужого счастья. Говоря объективно, ара все же иногда перекидывали в окошко к соседу жетоны, но делали это лишь тогда, когда к напарнику подходил инструктор. Авторы эксперимента склонны полагать, что на самом деле жетон предназначался именно человеку, а не напарнику, то есть они желали все же получить угощение для себя, в то время как серые попугаи отдавали жетоны в клювы соседям, отлично понимая, что те с ними сделают.

jpeg

Таким образом, попугаи ара не были признаны альтруистами, в отличие от жако, которые теперь обладают этим титулом.

Интересно, что ранее вороны, умнейшие из птиц, провалили тест на альтруизм. Они оказались не способны радоваться за друга, да и их скверный характер, видимо, вообще не предполагает наличие друзей.

jpeg

Что касается жако, то они не только очень умны, но еще и весьма интеллигентны, как показали последние эксперименты.

jpeg

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Экспериментальное исследование языковых способностей серого попугая (жако)

Экспериментальное исследование языковых способностей серого попугая (жако)

«Программа Алекс» Айрин Пепперберг

«ПОКА. Я ПОШЕЛ УЖИНАТЬ. УВИДИМСЯ ЗАВТРА» — подобные фразы американская исследовательница Айрин Пепперберг слышит каждый вечер, уходя из своей лаборатории. Эти слова произносит не студент или аспирант, а объект ее исследований — серый попугай Алекс (Psittacus erithacus).

Несмотря на важность получения сравнительной характеристики когнитивных способностей этих долгоживущих, высокосоциальных и высокоорганизованных птиц, обладающих крупным и тонкодифференцированным мозгом, экспериментальных исследований их поведения долгое время практически не проводилось. Единственное исключение составляют многолетние фундаментальные работы Айрин Пепперберг (PEPPERBERG 1981, 1987a, b; 1991, 1999/2002, 2002). Они были начаты под впечатлением от исследований Гарднеров. Пепперберг разработала оригинальный метод обучения попугаев словам английского языка. В настоящее время этой проблемой занимается также д-р М. Ванчатова — руководитель лаборатории межвидовой коммуникации факультета гуманитарных исследований Карлова университета (Прага). В лаборатории имеется большая группа жако, часть которых уже несколько лет учится говорить по методике А. Пепперберг (и при ее непосредственных консультациях).

К середине 1970-х годов, когда А. Пепперберг начинала свои исследования, уже сформировалось представление о том, что межвидовая коммуникация в принципе возможна, но лишь с нашими ближайшими соседями по филогенетическому древу, такими как шимпанзе, или с животными, обладающими таким же большим мозгом, как дельфины (HERMAN 1986; HERMAN ET AL.2001). Идея А. Пепперберг использовать в подобных исследованиях попугая была встречена резким неприятием коллег, и с годами оно не уменьшилось. Негативная реакция была связана с представлением, почерпнутым из работ того времени, что птицы (обычно голуби — стандартные лабораторные животные), значительно отстают от млекопитающих — хуже формируют установку на обучение (HARLOW 1958), хуже решают задачу на экстраполяцию направления движения (КРУШИНСКИЙ 1986) и ряд других поведенческих тестов. Немногочисленные данные другого плана, например, работы О. Кёлера (KOEHLER 1956) о способности попугаев и врановых формировать довербальные понятия, а также данные Л. В. Крушинского (1986) об успешном решении воронами некоторых элементарных логических задач, во внимание не принимались. Нужно добавить к тому же, что у птиц полностью отсутствует новая кора, с которой обычно связывают высшие психические функции. Вместо этого преимущественное развитие у них получили особые отделы стриатума — гипер- и неостриатум, которые отсутствуют в мозге млекопитающих (Portman 1946, 1947; Portman, Stingelin 1961), и это обстоятельство также побуждало рассматривать птиц как существ «второго сорта». И наконец, к тому времени было предпринято несколько неудачных попыток обучать индийских скворцов-майн и попугаев разных видов коммуникации с человеком (MOWRER 1958; Ginsburg 1963; Gramza 1970; Grosslight, Zaynor 1967, цит. по Pepperberg 1999/2002). Из этих работ был сделан вывод, что максимум, на что способны птицы, это бессмысленно подражать человеческой речи.

С другой стороны, еще в начале ХХ в. было высказано предположение, что в осуществление высших психических функций у птиц вовлечены именно характерные только для них структуры — гипер- и неостриатум. По нашим данным разрушение гиперстриатума нарушает способность к экстраполяции у врановых, не влияя при этом на способность к обучению (ЗОРИНА, ФЕДОТОВА 1981). К середине 1970-х гг. была продемонстрирована положительная корреляция между степенью развития структур гиперстриатума птиц и их способностью к решению сложных поведенческих тестов, таких как задача на последовательные переделки сигнального значения стимулов (GOSSETTE ET AL. 1966; Gossette & Gossette 1967; (deVoogd ET al. 1993); формирование «установки на обучение» (KAMIL 1988); задач, связанных с обобщением признака «число» (KOEHLER 1956; RENSCH, DUCKER 1973); задач на поиск обходного пути (DUCKER, RENSCH 1977) и задачи на экстраполяцию направления движения пищевого раздражителя, исчезающего из поля зрения, а также других тестов на рассудочную деятельность (КРУШИНСКИЙ 1986; ЗОРИНА 1993, 2004, 2005; Зорина и ДР. 1995, 2002). Птицы с более высоким уровнем организации стриатума, такие как врановые, попугаи и майны (Portman 1946, 1947; Portman, Stingelin 1961), решали подобные задачи намного лучше, чем птицы с более низким уровнем организации (голуби, куры и т. д.). Серые попугаи (жако), например, оказались способны к переносу обобщения по признаку «число» на новые множества, в том числе представленные стимулами другой модальности (L?GLER 1959; KOEHLER 1956), т. е. к формированию довербального понятия «число». Наряду с этим, врановые решали ряд тестов на уровне хищных млекопитающих (КРУШИНСКИЙ 1986). Позднее выяснилось, что со многими задачами они справляются на уровне приматов (Крушинский и др. 1979; Kamil 1988). Таким образом, как справедливо отмечали в своих работах Пепперберг и ряд других американских авторов, можно сильно недооценить уровень развития сложных когнитивных процессов у птиц, если проводить исследования преимущественно на голубях.

Постепенно гипер- и неостриатум птиц стали рассматривать сначала как функциональные аналоги, а затем и настоящие гомологи новой коры (KARTEN 1991). Данные на этот счет накапливались в течение нескольких десятилетий и в настоящее время привели к полному пересмотру номенклатуры птичьего мозга (Reiner et al. 2004).

К тому времени, когда Пепперберг начинала «Программу Алекс», были найдены некоторые параллели между тем, как происходит обучение речи у детей, и тем, как осуществляется обучение пению у певчих птиц и попугаев. Были сформулированы четыре общих признака: (1) роль подражания в обучении; (2) существование в онтогенезе периода «гуления», в ходе которого индивидуум экспериментирует со звуками; (3) обучение путем подражания и повторения звуков, обладающих свойствами са-мовознаграждения; (4) в обучение, хранение и воспроизведение звуков вовлекаются определенные, специфические отделы мозга.

Позднее, на основе теории социального моделирования (Bandura 1971, 1977; Brown 1976; Harris et al. 1986) и идей Пиаже (1969) и Выготского (1996), были сформулированы три основных принципа успешного усвоения новой информации:

1) она должна соответствовать специфическим аспектам окружения данного индивидуума и быть связанной с контекстом;

2) иметь функциональное отношение к окружению особи;

3) передаваться в ходе социального взаимодействия.

Кроме того, к этому же времени появились данные о том, что звуки, издаваемые попугаями в естественных условиях, могут нести соответствующую ситуации смысловую нагрузку (NOTTE-BOHM 1970). Так, для коммуникации внутри стай попугаи могут использовать сложные звуки, последовательное обучение которым происходит при социальных взаимодействиях с родителями, членами стаи или другими животными (DILGER 1960; POWER 1966; NOTTEBOHM 1970; MEBES 1978). Позднее было показано, что некоторые виды попугаев используют определенные звуковые сигналы для опознавания отдельных индивидуумов в стае (Rowley 1980; Saunders 1983), а характер их криков в качестве сигналов тревоги был разным при появлении разных хищников (Lawson, Lanning 1980; Levinson 1980). Все эти признаки напоминают специфику естественных языков приматов, особенно человекообразных, о которых мы кратко упоминали в предыдущих главах.

Для проверки гипотезы о важности социального контекста Д. Тодт в 1975 г. (TODT 1975) разработал методику обучения жако, в которой люди играли роль социальных партнеров этих птиц. Два человека демонстрировали попугаям разнообразные типы интерактивных вокальных взаимодействий. Один человек, основной тренер, задавал вопрос второму человеку, который исполнял роль объекта для подражания (был моделью) и одновременно соперничал с птицей за внимание тренера. Эта методика и получила название модель / соперник (model/ rival). Например, тренер спрашивал: «Как ваше имя?», а второй человек (модель / соперник) отвечал: «Мое имя Лора». Таким образом, люди обменивались репликами, имитируя дуэты попугаев. Попугаи Тодта обучались успешно — усвоение нового слова часто происходило меньше чем за один день. И все-таки оставалось неясным, насколько они понимают значение выученных фраз, поскольку фразы не отражали реальных объектов или действий.

Эти данные резко превосходили результаты, полученные при попытках научить попугаев общению с человеком с помощью оперантных методик, т. е. выработки ассоциаций способом проб и ошибок (см., например, GROSSLIGHT, ZAYNOR 1967). Как отмечает Пепперберг, столь разительные различия совсем не удивительны. Ведь если бы выживание животных зависело только от обучения методом проб и ошибок, то они редко доживали бы до того момента, когда обучатся требуемому навыку. Поэтому, «когда ошибки опасны или слишком дорого стоят, возможность подражания модели не только ускоряет обучение, но и становится важным средством передачи паттернов поведения» (BANDURA, Walters 1963, с. 54). Последующие работы показали, что и другие птицы-имитаторы, например скворцы, лучше обучаются при наличии социальных взаимодействий (WEST ET AL.1983).

В целом, к концу 1970-х годов появились все основания предполагать, что межвидовая коммуникация такого типа может быть использована в качестве способа исследования мышления животных, и не только высших обезьян (GRIFFIN 1984). Дискуссия об информативности диалога с животными была очень острой и не утихает до сих пор.

Айрин Пепперберг выбрала для своих исследований серого попугая жако потому, что именно представителей этого вида часто использовали в предыдущих работах и, кроме того, было известно, что они отличаются от других видов попугаев наиболее разборчивой речью. Она не ставила своей целью оценить, в какой степени эти птицы могут обучиться употреблению человеческой речи как таковой. Задачей было установить некую форму коммуникации между человеком и птицей и затем использовать ее для оценки когнитивных способностей попугая. Для обучения попугая она применила описанные нами выше принципы метода социального моделирования.

Алекс попал в лабораторию Аризонского университета в возрасте 12–13 месяцев. 15 июня 1977 г. он был куплен в зоомагазине — выбран среди десятка птиц, по-видимому, конфискованных у контрабандистов. Для обучения Алекса Пепперберг использовала методику «модель / соперник», несколько ее модифицировав. Тодт в своей работе продемонстрировал эффективность социального взаимодействия при обучении, Пепперберг добавила детали, подчеркивающие связь заучиваемых слов с определенным предметом, действием, контекстом или функцией. В отличие от методики Тодта, здесь тренер и модель / соперник в ходе обучения постоянно менялись ролями (рис. 35). Благодаря этому процедура включала более разнообразные взаимодействия между двумя людьми и попугаем.

352497 38 i 035

В соответствии с теорией социального моделирования, для того чтобы привлечь внимание попугая к диалогу, должен выполняться ряд следующих условий. Модель / соперник должна демонстрировать навыки, не превышающие навыков птицы. Птица должна интересоваться объектом, который люди называют, и должна стремиться к его получению. Тренер и модель / соперник должны проявлять эмоциональную заинтересованность ситуацией. Ниже приведен протокол подобного урока, в ходе которого совершенствовалось произношение слова «three» (‘три’):

Айрин: (действует как тренер): Брюс, что это?

Брюс: (в роли модели-соперника): Три деревяшки.

Айрин: Правильно, три деревяшки. Вот тебе три деревяшки. (Передает ему три палочки. Брюс начинает разламывать одну из них на кусочки, как это обычно делает Алекс.)

Айрин:…ИИ ДЕРЕВЯШКИ.

Брюс: (теперь действует в роли тренера; быстро заменяет сломанную палочку и показывает три палочки Алексу):… Сколько?

Алекс: НЕТ.

Брюс (отвернулся от Алекса и смотрит на Ирен): Ирен, что это? (показывает палочки)

Айрин (теперь действует в роли модели-соперника):… ии деревяшки.

Брюс: Лучше… сколько?

Айрин: Три деревяшки (берет палочки)… три деревяшки. (Теперь действует как тренер, смотрит на Алекса и показывает ему палочки.) Сколько деревяшек?

Алекс: ТРИ ДЕРЕВЯШКИ.

Айрин: Молодец Алекс, достаточно… три деревяшки… возьми три деревяшки. (Кладет одну палочку в клюв птице, а остальные — перед ней.)

Обучение конкретному слову считали законченным, когда птица произносила его настолько четко, что слушатель, который не видел птицу и называемый предмет, узнавал слово более чем в 90 % случаев. После 26 месяцев таких тренировок словарь Алекса включал названия девяти предметов (бумага, ключ, деревяшка, кожа, зерно, прищепка, пробка, орех, макароны), названия трех цветов (красный, зеленый, синий), слова «трехугольный» и «четырехугольный» для обозначения треугольника и квадрата и слово «нет». С помощью этих слов Алекс мог называть, просить или отвергать более тридцати различных предметов. В проведенных затем тестах он успешно обозначал не только знакомые, но и совершенно новые предметы, непохожие на использовавшиеся при обучении.

Наряду с этим Алекс легко учился комбинировать слова — обозначать красную прищепку, синюю кожу и т. д. В некоторых случаях он сам правильно употреблял новые сочетания слов. Например, он с первого раза, без обучения правильно назвал такие объекты, как зеленая пробка, голубая кожа, голубая прищепка. Иногда он спонтанно начинал произносить название особенно желанного предмета и продолжал это делать до тех пор, пока не получал его. Алекс часто требовал те предметы, которые не мог видеть в данный момент. Если тренер показывал птице не очень интересную для нее вещь (например, ключ) и просил назвать ее, Алекс в ответ кричал «нет» и много раз повторял слово «пробка» (это была одна из его любимых игрушек). Таким образом, после двухлетнего обучения Алекс овладел некоторой элементарной формой коммуникации с людьми: использовал слова в нужном контексте и отвлеченно.

После 15 лет обучения Алекс освоил около ста наименований предметов (дерево, кожа, бумага, пробка, орех, банан, куртка, морковь, вишня, ливень, спина и т. д.). Он способен обозначать 5 вариантов формы предметов, 7 цветов, числа до 6, материал, из которого изготовлены предметы (дерево, пластик, металл, кожа, камень). Он активно использует такие фразы, как «Я ХОЧУ… (название предмета)» или «ХОЧУ ПОЙТИ… (название места)».

На этой основе проводились и проводятся все более и более скрупулезные исследования когнитивных способностей этого попугая. Так, благодаря тому, что Алекс усвоил названия цветов, формы объектов и материала, из которого они были изготовлены, появилась возможность исследовать его способность к категоризации. Слова, обозначающие определенный цвет или форму предмета, связаны с его конкретными физическими признаками. Несколько подобных слов могут быть объединены в более абстрактную группу, также обозначаемую определенным символом-словом: например, «цвет» или «форма». Для того чтобы утверждать, что у субъекта сформировано представление о подобном классе или категории признаков и он способен обозначать их соответствующим символом, необходимо доказать, что он: (1) отличает категорию «цвет» от других категорий; (2) различает цвета; (3) понимает, что каждый символ, обозначающий определенный цвет, принадлежит к целому классу символов внутри категории «цвет»; (4) правильно обозначает цвета соответствующими символами. Может ли попугай быть способен к этому?

Оказалось, что Алекс не только успешно называл новые предметы, определял их цвет, форму и материал, из которого они были изготовлены, но демонстрировал также понимание того, что слово голубой относится к категории «цвет», а слово треугольный — к категории «форма». Когда ему предъявляли незнакомый объект и спрашивали: «Какого цвета?» или «Какой формы?», он успешно называл один из семи цветов или одну из пяти форм. В более сложном тесте Алексу показывали набор из семи объектов и спрашивали, например: «Какого цвета объект Х?» или «Какой формы объект Y?». Кроме того, попугай мог адекватно реагировать и на еще более сложный тип вопросов, например: «Какой объект имеет форму Х и цвет Y?». Чтобы ответить правильно, попугай должен был не только понимать все компоненты вопроса, но и успешно оперировать понятиями о классе или категории признаков — цвет, форма, материал (рис. 36).

352497 38 i 036

Рис. 36. Алекс отвечает на вопрос: «Какого цвета треугольная деревяшка?»

Алекс усвоил понятия «одинаковый» и «разный» и уверенно сообщал, одинаковые ему показали предметы или разные. Когда ему демонстрировали пару новых предметов, названий которых он не знал, то на вопрос «Что одинаково?» или «Что отличается?» он почти безошибочно давал верный ответ, указывая, в чем эти предметы одинаковы (например, по форме), а в чем отличаются (например, по цвету). Если же предметы были идентичны друг другу, то на вопрос «Что отличается?» попугай отвечал: «Ничего».

При предъявлении нескольких предметов (в том числе совершенно новых и относящихся к разным категориям) в ответ на вопрос «Сколько здесь предметов?» Алекс правильно называл числительные от 2 до 6. Кроме того, он верно определял число одинаковых элементов в гетерогенных множествах (PEPPERBERG 1987a, b; PepperBERG, GORDON 2005). Например, он успешно отвечал на такие вопросы, как «Сколько здесь круглых предметов?», «Сколько кожаных?», «Сколько черных?». Таким образом, продемонстрированные им способности удовлетворяют как большинству критериев понятия «число», так и некоторым критериям счета, о которых мы писали выше. Таким образом, употребление слов Алексом отвечало одному из главных критериев слова по Выготскому (1996) — оно базировалось на высокой степени обобщения.

А. Пепперберг зарегистрировала несколько случаев спонтанного комбинирования слов попугаем. Например, в тот период, когда Алекса пытались обучать обозначению понятий «твердый» и «мягкий» на высушенных и свежих зернах кукурузы, попугай спонтанно произнес выражение «КАМЕННАЯ КУКУРУЗА», хотя никакой кукурузы перед ним не было. Когда ему в ответ на это дали сушеные зерна, он их съел. После повторной просьбы Алекс получил свежие зерна, однако он отказался их есть. В дальнейшем это выражение прочно вошло в его репертуар для обозначения сушеной кукурузы (слово «камень» он никогда раньше не сочетал со словом «кукуруза»). В этот же период времени он спонтанно начал использовать выражение «КАМЕННЫЙ ОРЕХ» для обозначения бразильских орехов, скорлупу которых не мог сам расколоть (но это выражение впоследствии ушло из его репертуара). Без специального обучения в его лексиконе появились фразы «УХОДИ ПРОЧЬ», «ИДИ СЮДА», «ИДИ В КРЕСЛО», «ПОЩЕКОЧИ МЕНЯ», «ХОЧУ ПОЙТИ.». Окончание последней фразы он варьировал в зависимости от того, где находился в настоящий момент и куда хотел попасть, причем начал делать это без специального обучения. Аналогично он поступал с фразой «Я ХОЧУ.». Этой фразе его обучили на примере нескольких объектов, но он оказался способен спонтанно менять названия предметов, в зависимости от своих реальных потребностей, используя при этом новые, выученные в другой обстановке названия. Подобное использование таких фраз может свидетельствовать о том, что в некоторой степени Алекс способен к преднамеренным высказываниям, а также о том, что иногда они отвечают критерию продуктивности (по Хоккету), тогда как в приведенных выше диалогах Франтика эти особенности ярко выражены.

Однако хотя поведение этого попугая в опытах Пепперберг производит впечатление и свидетельствует о высокой степени обобщения, лежащего в основе каждого произносимого им слова, уровень коммуникативных его способностей все же несравним с тем, что продемонстрировали шимпанзе, обученные языкам-посредникам. Так, поведение Алекса не позволяет судить, доступно ли ему свойство перемещаемости (по Хоккету), хотя не исключено, что структура эксперимента не дает этому свойству проявиться.

Тем не менее, именно эксперименты А. Пепперберг впервые позволили объективно судить о характере когнитивных способностей попугаев и показали, что попугаи, как и врановые, обладают не только способностью к обобщению на протопонятийном уровне, но и к символизации. Можно ожидать, что следующим этапом будет синтез этих аналитических данных и наблюдений за предположительно «осмысленными» спонтанными высказываниями попугаев.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Правила для развития умственных способностей

Правила для развития умственных способностей Мы имеем пять главных умственных способностей. Способность представления, способность памяти, способность сравнения, способность делать выводы из этих сравнений и, наконец, способность приводить выводы эти в

Глава 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛАВИН. НАЧАЛО

Глава 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛАВИН. НАЧАЛО Слово «исследования» вызывает в воображении картину лаборатории, заполненной экзотическим оборудованием и нафаршированной учеными. Такое научно-исследовательское учреждение действительно существует в Давосе, Швейцария. Это

Глава 7. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛАВИН. ВТОРАЯ СТАДИЯ

Глава 7. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛАВИН. ВТОРАЯ СТАДИЯ В 1952 г., в конце Зимы Большого Снега, я написал, а Лесная служба опубликовала «Руководство по лавинам». Поскольку в то время нас, лавинщиков, было очень немного, в руководстве подытоживался весь практический опыт по лавинам, то, что

Глава 10. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛАВИН. ТРЕТЬЯ СТАДИЯ

Глава 10. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛАВИН. ТРЕТЬЯ СТАДИЯ Удобной датой для разделения второй и третьей стадий лавинных исследований в Западном полушарии следует считать 1961 год. В это время произошло несколько значительных событий. В 1961 г. Лесная служба выпустила книгу «Снежные

Исследование

Исследование На океанском берегу, под пальмами, за бамбуковой изгородью, шел семинар по психологии тантры. Русская женщина-психолог разработала методику, сочетающую психологические и тантрические практики. Семинар продолжался четыре дня, с утра и до вечера,

Виктор Пивоваров: 70-е: смена языковых кодов

Виктор Пивоваров: 70-е: смена языковых кодов Домашнее задание:1. Если вспоминать 1970-е, какое событие тех лет Вы бы признали за самое важное или кульминационное для десятилетия? Может, их было несколько?[44]– Понятие «кульминационное событие» предполагает некое

С. Исследование трупа и токсикологическая экспертиза

С. Исследование трупа и токсикологическая экспертиза 11. Свидетельства патологоанатомов и

Исследование аномалии «Выселки»

Исследование аномалии «Выселки» В последнюю ночь экспедиции «Молебка–2006» сводным коллективом, состоящим из представителей разных групп и исследователей, было осуществлено ночное наблюдение на аномалии «Выселки». Руководил вылазкой Валерий Якимов (сталкер), в ней

12. Судебно-медицинское исследование тел туристов, найденных в овраге

12. Судебно-медицинское исследование тел туристов, найденных в овраге 9 мая 1959 г. судмедэксперт Возрождённый произвёл вскрытие и исследование тел последних четырёх членов погибшей группы Игоря Дятлова. Работа эта проводилась в помещении морга Ивдельской ИТК, того же

1.3.2. Оценка способностей и намерений противника

1.3.2. Оценка способностей и намерений противника Исследования потенциально опасных групп, которые могут представлять угрозы в определенной области, должны включать следующие аспекты:1) Обладают ли такие группы способностью приобрести, создать и применить

Сияние серого света

Сияние серого света Вероятно, многие сочтут, что нынешнее лето не слишком подходит для прославления английского климата. Но я буду славить английский климат, пока не умру, даже если умру именно от него. Нет на свете погоды лучше английской. В сущности, нигде, кроме Англии,

Глава 2 ИССЛЕДОВАНИЕ УРАНОВОЙ ПРОБЛЕМЫ В СССР

Глава 2 ИССЛЕДОВАНИЕ УРАНОВОЙ ПРОБЛЕМЫ В СССР Отечественная наука располагала плеядой выдающихся исследователей, способных решить самые сложные научные проблемы, возникающие при создании атомной бомбы.Появление довольно значительной группы талантливых ученых было не

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН КАТАСТРОФЫ Ан-10

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН КАТАСТРОФЫ Ан-10 В 60-е годы фирму потрясли три авиационные катастрофы. Во Львове, с короткими промежутками по времени, разбились два самолета Ан-10. Комиссия определила причину: обледенение стабилизатора, вызвавшее неустойчивость самолета по

Тщательное исследование

Тщательное исследование Ученые и инженеры наблюдали фотоэлектрический эффект, т. е. появление электрического заряда под действием света при определенных условиях, задолго до того, как Эйнштейн написал свою знаменитую работу, но они не могли объяснить его. Ряд ученых и

7. Слепой просит милостыню у попугая…

7. Слепой просит милостыню у попугая… Иными словами, ветхозаветно-талмудический «Запад» не уникален в своей кризисности, а исторически сложившиеся культуры иных региональных цивилизаций, включая и нынешнюю Россионию, не альтернатива его культуре, поскольку

Источник

Поделиться с друзьями
Сергей М.

Привет. Меня зовут Сергей и я являюсь автором данного проекта. Я создал его для развития интернет технологий и возможности нашим участникам делиться друг с другом полезной информацией.

Вопросы и ответы
Adblock
detector