Ян стен клетка с попугаем

Шедевры Эрмитажа. Ян Стен. Гуляки

Ян Стен. Гуляки.1660. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

В Голландии слава Яна Стена лишь немногим уступает славе Рембрандта, Вермеера или Хальса.
В 1660-1670-х годах художник Ян Стен был самым популярным из всех голландских жанристов. Произведения Яна Стена в высшей степени оригинальны, проникнуты глубокой правдивостью, искренностью и юмором.

В образцовом порядке на полке, на шкафу и в нише стоит начищенная посуда. И только в веселую минутку посреди комнаты брошены туфля и разбитая трубка. Элемент самодовольства, несомненно, выраженный в этой картине, проявляется в известной мере во всех произведениях художника, когда он изображает представителей своего круга. Это добродушное принятие всего, что происходит, снижает критическое начало в творчестве Стена.

Среди темно-зеленого сукна на столе и приглушенных бронзовых тонов посуды отчетливо видим выражение лица спящей женщины. Оно как бы говорит, что устало от разгульной жизни, ей хочется выспаться, и молодая женщина с удовольствием сладко почивает на столе.Полотно раскрывает тайный смысл, вложенный художником — он не всегда был гулякой, и его жена — не запойная пьяница. Просто они очень устали, им захотелось отойти от трудовых дел и расслабиться, но все станет на круги свои.

Они проснутся и снова будут работать в трактире. Стен всегда отличался хорошим юмором в свой адрес и любил тонко подшутить над самим собой. В этой картине «Гуляки» ему удалось это более всего.

Художник в своих картинах не стремится к психологическому анализу героев. Он изображает только то, что может увидеть любой зашедший в трактир, где была веселая пирушка. В образе улыбчивого добродушного гуляки Стен изобразил себя. Он как бы приглашает зрителя снисходительно посмеяться над ним и его женой Маргарет, которая сладко спит, не имея сип переменить неудобное положение.

Если разбитая трубка, оброненная с ноги туфля и косо висящий фонарь необходимы для сцены сюжетно, то такие почти незаметные детали, как вбитые в стену и пол гвозди, отвечают жадному интересу к материальности всего изображенного. Зрелость художника сказывается и в крепком рисунке, и в простой, но выразительной композиции, и, главное, в том умении подчинить детали целому, которое дается только большим опытом.

Арнольд Хоубракен, ранний биограф живописца, настаивает на том, что тот запечатлел в подобных работах жизнь своего собственного семейства. Биограф отмечает: «Можно сказать, что Стен писал так, как жил, и жил так, как писал».

Однако вряд ли словам Хоубракена можно верить безоглядно. Если уж художник был таким «тяжелым пьяницей» и распутником, то когда он писал свои картины? До нас дошло около 800 его работ, что не так уж мало. И в каждой из них присутствует множество тонко подмеченных и тщательно выписанных деталей.

Кроме того, в каждом из «подвыпивших автопортретов» Стена есть изрядная доля шутки, что говорит о здоровом чувстве юмора.

Источник

Насмешки и радости «малого голландца» Яна Стена, который подарил миру 800 полотен

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

99

Голландцы «большие» и «малые»

jan steen 01

На этот зов эпохи не замедлили явиться такие мэтры как Рембрандт, Вермеер, Халс и другие «зубры», которых принято величать «большими голландцами». Большие они были и в смысле размеров своих величественных полотен, и в направлении духовного поиска живописных образов в тончайшем спектре человеческих эмоций.

jan steen 02

Окончательно освободившись от испанских притязаний на свою независимость, голландцы получили еще один «подарок» от кальвинистской церкви, которая отказалась украшать свои Божьи дома живописью.

jan steen 09

jan steen 07

На этой благодатной почве расцвело феноменальное явление, названное впоследствии творческим наследием «малых голландцев». Ажиотаж спроса на картины был сопоставим с азартом «тюльпанной лихорадки» и привел к невероятной востребованности профессии живописца. Согласно официальной статистике того времени один человек из тысячи вполне профессионально владел кистью, брал заказы на исполнение портретов и продавал свои работы через небольшие галереи или аукционы.

Лейденское дарование

jan steen 10

Впервые в финансовом мире живопись становится предметом инвестиций. Даже бедняки стремились обзавестись живописью для украшения скудного интерьера своих домов, экономя на еде ради искусства. Достаточно одного факта, чтобы рассказать об этом городе. В награду за стойкость и силу духа, проявленные горожанами во времена испанской осады (1573-1574 гг.), Лейдену был предоставлен выбор между возведением стен университета и освобождением от уплаты налогов.

Лейден выбрал университет, а не деньги! В стенах этой «альма-матер» обучались Рембрандт и Ян Стен. (В списке имен выпускников и преподавателей университета так же числятся Б. Спиноза, Р. Декарт, Э. Ферми, А. Эйнштейн).

Юное лейденское дарование впитывало потребность в красоте вместе с запахами рыбы и моря, ловко пробираясь на учебу в шумной городской толпе, снующей между лавками, портом, художественными и ремесленными мастерскими. Окончив курс высшей школы, юный Ян Стен с головой окунается в предпринимательство.

Он варит пиво на собственной пивоварне, готовит и подает ветчину и селедку гостям в своем трактире. Но, видимо, от судьбы не уйти. Оставив позади жизнь начинающего буржуа, энергичный смешливый юноша решительно покидает Лейден ради обучения ремеслу живописца в Утрехте и Гааге.

Веселый насмешник

jan steen 03

Ян Стен не стеснялся вставлять автопортреты в свои жанровые сценки. Его хохочущий губастый лик можно видеть в образах доктора, держащего за руку немощную пациентку («Больная и врач»), жизнерадостного забулдыги («Гуляки»), довольного любовника («Автопортрет с лютней»). Помимо добродушной насмешки, Ян Стен не упускал случая художественно «поворчать» на времена и нравы, щедро используя простые предметы в композиции в качестве символов и аллегорий.

jan steen 04

jan steen 05

К примеру, компания весело проводящих время горожан («Остерегайтесь невоздержанности!») окружена такими вещами, как костыль и пустой кошелек, предвещая любителям застолий потерю здоровья и благосостояния как следствие вредных привычек. А сидящая на плече одного из персонажей утка, предсказывает самое худшее похожестью звукового звучания слов eind (конец) и eend (утка). Суровый подход!

Простые радости

jan steen 08

Однако у Яна Стена есть картины, где сарказм отступает. Ироничный живописец как большой ребенок наслаждается теплым солнечным днем и неспешной увлекательной игре на свежем воздухе («Игроки в кегли у гостиницы»). Уютная простота простых радостей, заимствованная у природы, превращает насмешника, морализатора, гуляку и остроумца в человека, обожающего жизнь во всех ее проявлениях.

Правда и ничего кроме правды

jan steen 06

В атмосферу написанных сюжетов с головой погружают «говорящие» детали. Вот, к примеру, на картине миловидная молодая горожанка готовится ко сну в своей спальне («Туалет женщины»). Можно в подробностях подглядеть следы тесных носков на ножках красавицы, ночной горшок, трогательную привязанность к собаке, которой разрешено улечься прямо на хозяйскую подушку.

На картине представлен полный отчет о быте и милых слабостях. Ни на одном полотне мастера не найти приукрашивания действительности. Ясный, насмешливый взгляд живописца смотрит на мир пытливо, иронично, выстраивая детали в блестящие композиционные решения.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Ян Стен. Жизнь,
как она есть

Говоря о самом ироничном и веселом художнике «золотого века» голландской живописи, невольно вспоминаешь Яна Стена (Ян Хавикзоон Стен (Jan Havickszoon Steen, около 1626—1679), совсем немного уступающего Рембрандту, Вермееру и Халсу. Его творческое наследие составляют около 400 картин, большинство из которых хранятся в Амстердаме. Он – непревзойденный мастер бытового жанра, смотревший на жизнь, как на калейдоскоп забавных ситуаций.

%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C %D0%AF%D0%BD %D0%A1%D1%82%D0%B5%D0%BD A Gallant Old Man Courting a Young Woman 1665

%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C %D0%AF%D0%BD %D0%A1%D1%82%D0%B5%D0%BD Bathsheba After the Bath 1670 75

%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C %D0%AF%D0%BD %D0%A1%D1%82%D0%B5%D0%BD Beware of Luxury 1663

%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C %D0%AF%D0%BD %D0%A1%D1%82%D0%B5%D0%BD Celebrating the Birth 1664

%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C %D0%AF%D0%BD %D0%A1%D1%82%D0%B5%D0%BD Easy Come Easy Go 1661

%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C %D0%AF%D0%BD %D0%A1%D1%82%D0%B5%D0%BD Girl Eating Oysters 1658 61

%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C %D0%AF%D0%BD %D0%A1%D1%82%D0%B5%D0%BD The Broken Eggs 1665 70

%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C %D0%AF%D0%BD %D0%A1%D1%82%D0%B5%D0%BD The Cardplayers 1660

Стен прославился своим умением показывать жизнь такой, какая она есть. Его полотна пропитаны добрым грубоватым юмором и беззлобной иронией, а герои – живые люди, с присущими им достоинствами и недостатками.

Некоторые исследователи называют Яна Стена кутилой и пьяницей. Так, один из них, Арнольд Хоубракен, утверждает, что на картинах «из жизни беспутных семей» художник изображал жизнь своего собственного семейства. Биограф отмечает: «Можно сказать, что Стен писал так, как жил, и жил так, как писал». Но поводом для такого предположения может послужить лишь содержание картин, других доказательств нет. Правда, художник часто изображал себя на переднем плане, в самом эпицентре веселья, кабацких попоек и неприличных сцен.

Но тогда возникает вопрос: если он вел такой образ жизни, то когда же успевал творить? Видимо, правы все же другие биографы Стена, которые в один голос говорят, что он писал очень много и быстро, буквально погружаясь в работу с головой.

Стен родился в семье пивовара в Лейдене. Он поступил в университет, но так и не закончил обучение. Состоял в Лейденском обществе художников. Его первым учителем живописи был Николас Кнюпфер, а, переехав в Харлем, Ян испытал влияние Дирка Галса и Адриана Остаде. Позднее, уже в Гааге, его талант развивался «под присмотром» Яна Гойена.

Проживая в Гааге, Стен держал на аренде пивоварню в Делфте, но о живописи не забывал. После смерти отца он окончательно переехал в Лейден и открыл там корчму с гостиничными номерами.

Пик известности Стена как художника-жанриста пришелся на 1660-1670 годы. Еще при жизни ему подражали многие голландские художники.

%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C %D0%AF%D0%BD %D0%A1%D1%82%D0%B5%D0%BD %D0%93%D1%83%D0%BB%D1%8F%D0%BA%D0%B8 1660

Как и многие работы Стена, это произведение пропитано беспечным настроением и благодушным юмором.

Уснувшая на краю стола молодая женщина и иронически улыбающийся мужчина – художник дает точную характеристику обоим героям благодаря достоверно прописанным деталям и предметам.

%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C %D0%AF%D0%BD %D0%A1%D1%82%D0%B5%D0%BD %D0%9C%D1%83%D0%B6%D1%87%D0%B8%D0%BD%D0%B0 %D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%B8 %D1%83%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%86%D1%8B %D0%B4%D0%B0%D0%BC%D0%B5 1660 65

С годами смысл каких-либо действий или поговорок меняется или теряется вовсе. Так, картина «Мужчина, предлагающий устрицы даме» сейчас кажется нам вполне приличной. Но каких-то четыре века назад она считалась вульгарной, так как устрицы являются сильным афродизиаком. Соответственно, мужчина, предлагая даме устрицы, предлагает нечто иное…

Также яйца, которые художник неоднократно изображал на своих картинах, во времена Стена о многом говорили голландцам. Выражение «разбить яйца о сковородку» означало вступление в любовную связь.

%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C %D0%AF%D0%BD %D0%A1%D1%82%D0%B5%D0%BD %D0%91%D1%80%D0%B0%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B8 %D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82 1668

Точная дата смерти Яна Стена не установлена, как и ее причина. Известно лишь то, что Стен был похоронен в семейной могиле на окраине Лейдена в феврале 1679 году.

Источник

Ян Стен — великий художник с уникальным чувством юмора: биография и лучшие картины

Ян Стен (Jan Steen; родился около 1626 — умер 3 февраля 1679 гг.) — это яркий голландский художник XVII века, непревзойденный мастер бытового жанра. Картины Яна Стена наполнены сатирическими образами современников, искрометным юмором и беззлобной иронией. Живописец также творил в портретном, пейзажном и историческом жанрах, но именно работы на бытовую тематику принесли ему всемирную известность.

%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%2010%20(1)%20%D0%AF%D0%BD%20%D0%A1%D1%82%D0%B5%D0%BD.%20%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82.%201670

Ян Стен прожил непростую и не очень длинную жизнь, но всегда отличался веселым нравом и не унывал в трудных ситуациях. Он был весьма плодовитым художником и написал более 800 картин, хотя до наших дней сохранились лишь 350 его работ.

Биография Яна Стена

Ян Стен родился в 1626 году в городе Лейдене на юге Голландии в обеспеченной семье. Его отец был владельцем местной таверны, но бизнес вел с переменным успехом. Ян получил начальное образование в латинской школе, а затем выразил желание стать художником. Родители поддержали сына и отдали его на обучение в Утрехт к известному мастеру живописи Николаусу Кнюпферу (Nikolaus Knüpfer).

%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%2010%20(2)%20%D0%AF%D0%BD%20%D0%A1%D1%82%D0%B5%D0%BD.%20%D0%92%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%B5%20%D0%B2%20%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D0%B5%20%D1%85%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0.%201665

Уже в 1648 году молодой Ян вместе с приятелем Габриелем Метсю (Gabriël Metsu) основал в родном Лейдене Гильдию художников Святого Луки. Но заказов было очень мало, поэтому Стен через полгода с радостью принял предложение Яна ван Гойена (Jan van Goyen) стать помощником этого влиятельного художника и переехал в Гаагу.

%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%2010%20(2.1)%20%D0%AF%D0%BD%20%D0%A1%D1%82%D0%B5%D0%BD.%20%D0%97%D0%B8%D0%BC%D0%BD%D1%8F%D1%8F%20%D1%81%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%B0.%201650

Через год Ян Стен сочетался браком с дочерью ван Гойена Маргриет и успешно проработал с тестем в течение последующих пяти лет. Но в 1654 году отец предложил Яну возглавить таверну «De Slang» в другом городе и художник без колебаний согласился.

%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%2010%20(2.2)%20%D0%AF%D0%BD%20%D0%A1%D1%82%D0%B5%D0%BD.%20%D0%93%D1%83%D0%BB%D1%8F%D0%BA%D0%B8.%201660

Стен с семьей переехал в Делфт и строил грандиозные планы развития пивоваренного бизнеса, но этому не суждено было случиться. 12 октября того же года случилась катастрофа — взорвались городские склады пороха. Более 100 жителей погибло, несколько тысяч получили ранения, а большая часть города была полностью разрушена.

%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%2010%20(2.3)%20%D0%AF%D0%BD%20%D0%A1%D1%82%D0%B5%D0%BD.%20%D0%A2%D0%B0%D0%BD%D1%86%D1%83%D1%8E%D1%89%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B0.%201663

Последующие три года были очень сложными для семьи. В пострадавшем от взрыва городе интерес к живописи сильно упал, а посетителей в таверне было крайне мало. Но именно в этот период начался расцвет творчества художника. Он нашел свое призвание — жанровые веселые картины и с удовольствием писал их одну за другой.

%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%2010%20(2.4)%20%D0%AF%D0%BD%20%D0%A1%D1%82%D0%B5%D0%BD.%20%D0%A2%D1%83%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%82%20%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%89%D0%B8%D0%BD%D1%8B.%201663

В 1660 году Ян Стен с семьей навсегда уехал из Делфта. Он поселился в деревне Вармонд и полностью посвятил себя искусству. Постепенно к художнику пришла широкая известность, но финансовое положение семьи оставалось плачевным. Живописцу часто приходилось продавать свои картины за бесценок, чтобы содержать жену и детей.

%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%2010%20(2.5)%20%D0%AF%D0%BD%20%D0%A1%D1%82%D0%B5%D0%BD.%20%D0%92%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%82%20%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B0.%201665

В 1670 году умерла Маргриет и Стен остался вдовцом с шестью детьми на попечении. Художник решил вернуться в родной Лейден, где его тепло приняли члены местной гильдии и общество. Но спустя 2 года в Голландии случилось большое несчастье — страну со всех сторон атаковали интервенты (Франция, Англия, немецкие княжества Мюнстер и Кёльн). Арт-рынок Нидерландов рухнул и Стен приобрел лицензию на открытие таверны, чтобы выжить в такой непростой ситуации.

%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%2010%20(2.6)%20%D0%AF%D0%BD%20%D0%A1%D1%82%D0%B5%D0%BD.%20%D0%91%D1%83%D1%80%D0%B3%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%80%20%D0%94%D0%B5%D0%BB%D1%84%D1%82%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%B5%D0%B3%D0%BE%20%D0%B4%D0%BE%D1%87%D1%8C.%201671

В 1673 году Стен женился во второй раз. Вскоре супруга Мария подарила мужу еще одного ребенка, а члены гильдии Святого Луки избрали его президентом. Но до конца дней художнику не удалось поправить материальное положение семьи. Он умер 3 февраля 1679 года и оставил наследникам большие долги, а потомкам — множество великолепных произведений.

%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%2010%20(2.7)%20%D0%AF%D0%BD%20%D0%A1%D1%82%D0%B5%D0%BD.%20%D0%9F%D0%B8%D1%80%20%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%B8%20%D0%9A%D0%BB%D0%B5%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%82%D1%80%D1%8B.%201675

Самые известные картины Яна Стена

Некоторые из известных картин Яна Стена сегодня украшают экспозицию Рейксмузея в Амстердаме. Еще больше работ находится в других музеях мира и частных коллекциях меценатов. Особо можно выделить такие произведения:

%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%2010%20(3)%20%D0%AF%D0%BD%20%D0%A1%D1%82%D0%B5%D0%BD.%20%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA%20%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D1%8F.%201675

Портал Very Important Lot предоставляет ценителям прекрасного уникальный шанс принять участие в арт-аукционах и приобрести шедевры искусства. Кроме того, здесь всегда можно напрямую купить картины, рисунки и скульптуры у талантливых современных художников.

Источник

userinfo v8alindomik

Калейдоскоп

Мечтать не вредно

Ян Стен является, пожалуй, самым жизнерадостным и остроумным живописцем Голландии 17 столетия и самым известным художником-жанристом, благодаря юмористическим бытовым сценам в своих картинах, наполненных теплой сердечностью, добродушием и беззлобной иронией, в которых художник рассматривает жизнь как обширную комедию нравов. У Яна Стена не было никаких зарегистрированных учеников (за исключением Рихарда Брэкенберга), но работам художника широко подражали многие голландские живописцы еще при жизни мастера. Точная дата кончины Яна Стена (как и причина смерти) не установлена, но известно, что художник был похоронен 3 февраля 1679 года в семейной могиле в Питерскерке на окраине Лейдена.

Клетка с попугаем

Жители Делфта
Картина голландского художника, мастера бытового жанра Яна Стена «Жители Делфта». Размер картины 82,5 х 68,5 см, холст, масло. В 1648 году Ян Стен и Габриэль Метсю были приняты в гильдию живописцев святого Луки в Лейдене. Вскоре после этого, Стен был выбран помощником известному пейзажному живописцу Яну ван Гойену и стал проживать в его доме в Биеркаде в Гааге. 3 октября 1649 Стен женился на дочери ван Гойена Маргрит, которая впоследствии родила ему восемь детей. Стен работал со своим тестем до 1654 года, затем он переехал в Делфт, где по настоянию родственников стал управлять пивоваренным заводом Де Роскам, впрочем без большого успеха. После взрыва в Делфте порохового завода в 1654 году и тяжких последствий для города, у бюргеров Делфта был несколько снижен художественный спрос на картины, но именно тогда Стен написал свое первое известное полотно «Бургомистр Делфта и его дочь», также называемое на аукционах как «Жители Делфта». Уже в этой работе Яна Стена нет полной ясности, к какому жанру следует отнести живопись художника — к портрету или бытовому жанру.

Пекарь Аствард и его жена Катарина
После Делфта Стен жил с 1656 по 1660 в Вармонде, к северу от Лейдена, и в Харлеме с 1660 по 1670 годы. В эти оба периода своей жизни Стен был особенно плодовит в творческой деятельности. После смерти жены Маргрит в 1669 и кончины отца в 1670, Стен вернулся в Лейден, где и он прожил остальную часть своей жизни. Когда художественный рынок в Голландии обрушился в 1672 году, названным в художественных кругах живописцами «годом бедствия», Стен открыл таверну с гостиничными номерами. В апреле 1673 года Стен женился на Марии ван Эгмонт, которая родила художнику еще одного ребенка.

Девушка с устрицами
Эта работа «Девушка с устрицами», пожалуй, является самой известной картиной живописца. В 1674 году Стен стал президентом гильдии святого Луки в Лейдене. Повседневная жизнь горожан была главной темой творчества Яна Стена. Многие из его жанровых сцен, которые художник изображал как, например, в картине «День святого Николаса», балансируют на грани домашнего беспорядка и полного кавардака, в обиходе в Голландии тогда даже появилось выражение «домашнее хозяйство Яна Стена», что означает грязную сцену, и впоследствии даже стало голландской пословицей (een huishouden Jan van Steen). Собственно, такие тонкие намеки в картинах Стена говорят о том, что художник лишь хотел предупредить зрителя, а вовсе не собирался приглашать его следовать поведению своих персонажей. Многие из картин Стена написаны по мотивам старинных голландских пословиц и фламандских поговорок, а также литературных текстов.

Портрет Бернардины Маргарет ван Рейсфелт

Портрет Бернардины Маргарет ван Рейсфелт, выполненный голландским художником Яном Стеном, также известен, как картина под названием «Птичий двор». Размер картины 107 x 81 см, дерево, масло. Художник в своих картинах часто использовал членов своей семьи в качестве моделей. Помимо жанровых сцен, Ян Стен написал также довольно много автопортретов, в которых он отнюдь не выказал тенденции к тщеславию. Ян Стен не чурался и других тем и жанров живописи: художник писал исторические, мифологические и религиозные сцены, портреты, натюрморты и пейзажи. Портреты детей, созданные художником Яном Стеном, просто превосходны.

Туалет женщины
В этой привлекательной беззаботной женщине узнается жена Яна Стена Маргрит, дочь гаагского художника-пейзажиста Яна ван Гойена. Маргрит безвременно умерла в 1669 году в возрасте сорока лет. Живописец Ян Стен был отмечен похвалой критиков за мастерство светотени (в том числе и в картине «Туалет женщины») и внимание к деталям в своих картинах, что наиболее особенно заметно в изображении персидских ковриков в работах художника. Ян Стен был плодовитым художником, создав приблизительно 800 картин, из которых примерно 350 дошли до наших дней. Ян Стен умер в Лейдене в 1679 году и был предан земле в семейной могиле на окраине Лейдена.

Семейный праздник
Стен писал портреты, пейзажи, ветхозаветные композиции, но главным предпочтением художника был бытовой жанр. Картины голландского живописца Яна Стена проникнуты грубоватым народным юмором. В жанровых сценах художника острая ироническая, а зачастую и едкая сатирическая характеристика персонажей и живая занимательность художественного рассказа сочетаются с тонким живописным мастерством, проявляющимся в тщательном исполнении мимики лиц героев, характерных жестов фигур, деталей обстановки помещений, ковров, одежды и т.д.

Больная и врач
Эта работа художника приобретена императорским музеем по распоряжению Екатерины II из парижского собрания барона Л.А Кроза де Тьера в 1772 году. В Голландии Ян Стен по значимости и популярности занимает место рядом с Рембрандом, Вермеером и Халсом. Недаром выражение «домашнее хозяйство Яна Стена» стало всенародным эпитетом для характеристики неопрятного, грязного и беспутного дома. Но у католика Стена, одного из самых плодовитых и разносторонних голландских художников, есть и множество других положительных качеств. Помимо картин бытового жанра, он писал портреты, исторические, мифологические и библейские картины, работал в анималистическом жанре, очень натуралистично изображая животных и птиц, а натюрморты в его картинах конкурируют с любыми работами подобного жанра его современников, мастеров натюрморта. Также Ян Стен по праву считается непревзойденным живописцем детей и детских лиц.

Риторики в окне
Кроме картин бытового жанра, «низкого» по мнению некоторых современников художника (в том числе и голладских живописцев), Стен также писал картины классической тематики и сцены безупречной благородности. Помимо своей разносторонности, богатства характеристик персонажей и изобретательности в составе композиции, Стен замечателен также как великолепный колорист. Его плавная обработка красного, словно мясо лосося, цвета по постепенному переходу к переливчатому бледно-желтому и сине-зеленому цветам в пределах одного пространства холста является одним из очень ярких и отличительных признаков картин художника.

Веселье в семье художника
Эту картину иногда именуют как «Семейство художника в веселом обществе», что собственно, большой роли и значения не играет. Обобществленная тематика этой жанровой картины в обоих названиях отражается верно. На картине изображены сам Стен, жена художника Маргрит, его отец с матерью и дети, причем далеко не все, как известно, от брака с Маргрит у Стена было восемь детей. От второго брака (после безвременной кончины Маргрит в 1669 году) с Марией ван Эгмонт родился еще один ребенок.

Школьный учитель
Ян Стен всегда превосходно писал детей в своих картинах. Не является исключением и это полотно из ирландской национальной галереи, в котором художнику удалось запечатлеть очень характерные выражения детских лиц. Здесь и боль, и отчаяние, и потаённая подленькая детская радость, и озабоченность, и равнодушие.

Мнимая больная девушка
Эта картина также известна под названием «Притворно больная молодая женщина». Раз художник так назвал свою картину, значит, у него были свои причины сделать это. Вполне вероятно, что Стен изобразил достоверный случай, историю о мнимой больной из жизни гаагских бюргеров (в этом городе в то время жил и работал художник).

Течение жизни
Эта картина живописца также известна под названием «Жизнь человеческая». Несмотря на свой панорамный вид, эта работа художника совсем не очень крупных размеров. Но удивляет, как тщательно прописаны Яном Стеном мельчайшие детали повседневного бюргерского бытия, начиная от приготовления устриц молоденькой служанкой и игры маленького мальчика с кошкой до выпивох в дальнем углу зала и рисунка персидского ковра.

Весёлая компания
Ян Стен привносил в изображение библейских сцен («Амнон и Фамарь», Кёльн, Музей Вальрафа-Рихартца; «Эсфирь пред Артаксерксом», Санкт-Петербург, Эрмитаж) достаточную долю добродушного юмора. Собственно, помимо картин мифологической и библейской тематики, большую часть творчества художника занимают жанровые картины, изображающие представителей зажиточного среднего класса, а также нижних слоёв бюргерства, в которых изящество колорита и разнообразие композиционного стиля живописца удачно сочетаются с грубоватым народным юмором и фривольными элементами гротеска.
Кошкины танцы 1679

В
1660-1670-х годах художник Ян Стен был самым популярным из всех
голландских жанристов. Произведения Яна Стена в высшей степени
оригинальны, проникнуты глубокой правдивостью, искренностью и юмором.
Рисунок в картинах художника иногда не отличается безусловной
правильностью, но весьма выразителен и уверен; колорит — теплый и
гармоничный; письмо — широкое, а иногда, особенно в изображении одежд и
человеческого тела, тонкое и деликатное. Исчисленные достоинства
присущи, однако, не всем работам Стена; некоторые из них — небрежны по
рисунку и суховаты по письму.
Ян Стен черпал сюжеты для своих
картин из быта всех слоев современного ему голландского общества и
изображал в своих произведениях крестьянские пирушки, сцены в шинках и
тавернах, модниц зажиточного класса, знатных голландских бюргеров.

В таверне

Картины Стена на библейские темы имеют также жанровый характер, не чуждый юмора
Ян
Стен является, пожалуй, самым жизнерадостным и остроумным живописцем
Голландии 17 столетия и самым известным художником-жанристом, благодаря
юмористическим бытовым сценам в своих картинах, наполненных теплой
сердечностью, добродушием и беззлобной иронией, в которых художник
рассматривает жизнь как обширную комедию нравов. У Яна Стена не было
никаких зарегистрированных учеников (за исключением Рихарда
Брэкенберга), но работам художника широко подражали многие голландские
живописцы еще при жизни мастера. Точная дата кончины Яна Стена (как и
причина смерти) не установлена, но известно, что художник был похоронен 3
февраля 1679 года в семейной могиле в Питерскерке на окраине Лейдена.

Встреча с гуляками 1679

Игроки в трик-трак 1667

Гулянка в день рождения принца Вильгельма III

Источник

Поделиться с друзьями
Сергей М.

Привет. Меня зовут Сергей и я являюсь автором данного проекта. Я создал его для развития интернет технологий и возможности нашим участникам делиться друг с другом полезной информацией.

Вопросы и ответы
Adblock
detector